Лапко: Деноминация - исключительно техническое мероприятие

Крестики на ноликах

Шутка о том, что в нашей стране живут исключительно миллионеры, скоро канет в Лету. После подписания президентского Указа № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» мы будем иметь дело с совсем другими разрядами в счете денег.


Фото tut.by

К новым ценникам придется какое–то время привыкать. Вот если взять средние на сегодняшний день цены, то в переложении на новые они будут выглядеть весьма необычно: пачка макарон — 1 рубль 40 копеек, упаковка сосисок — 4 рубля 10 копеек, килограмм свинины — 8 рублей 30 копеек, проезд на общественном транспорте — 45 копеек. С валютой получается еще забавнее. Так, 6 ноября доллар по курсу Нацбанка стоил 17.505 белорусских рублей и если бы деноминацию провели прямо сегодня, то он стоил бы 1 рубль 75 копеек. Евро стоил бы 1 рубль 99 копеек, а российский рубль в новых белорусских ценах будет совсем копеечным — всего 2,7 копейки. Этот момент на просторах интернета некоторые шутники уже назвали «неполиткорректным». Ни в одной валютной системе стран СНГ нет такого соотношения местных денежных единиц по отношению к российскому рублю.

Решение о проведении в стране деноминации очень сложно назвать ожидаемым. Несколько лет кряду на вопросы журналистов о перспективах такого шага представители Нацбанка реагировали примерно одинаково. Сперва они соглашались: да, количество нулей в ценах и зарплатах подрезать стоило бы, но потом разводили руками — ситуация в экономике не позволяет пойти на такие меры. Когда в стране достаточно высокий уровень инфляции, в проведении деноминации резона нет: через какой–то промежуток времени «обрезанные» нолики могут вновь появиться на наших купюрах.

Что же изменилось сейчас? Инфляция по итогам девяти месяцев нынешнего года тоже вряд ли может считаться маленькой. По данным Белстата, с начала года цены в стране выросли на 9,2 процента. А в 2016 году, как уже успели проанонсировать в Правительстве, цены вырастут максимум на 12 процентов.

Индекс роста цен решено взять в ежовые рукавицы. Так что, по всей видимости, таких бурных ценовых колебаний, как в прежние годы, ждать нам уже не придется. Кстати, и во Всемирном банке, эксперты которого недавно составляли для нашей страны макроэкономической отчет, с такими доводами согласились: повода для бурного роста цен в Беларуси нет.

Зачеркивание нулей оказывается выгодным в первую очередь гражданам и государству — оно упростит расчеты и упорядочит денежное обращение. Но в выигрыше от этого шага и другие стороны, например, в предпринимательских союзах очень довольны таким решением. Ведь теперь белорусский рубль будет более–менее соизмерим с долларом США. Еще недавно на самую крупную нашу купюру в 200 тысяч мы могли купить лишь 11 долларов, а теперь банкнота самого высокого номинала в 500 рублей будет стоить больше 285 долларов.

Деноминация — процедура чисто техническая, хотя и касается денег. Однако население к этому процессу может отнестись с некоторой долей настороженности, путая деноминацию с девальвацией. Тут важно понимать: в «ампутации» нулей нет ничего критического.

В Нацбанке в последнее время не раз констатировали значительный рост финансовой грамотности граждан и надеются, что в новых деньгах население разберется быстро. Главное — изучить их внешний вид. Образцы опубликованы.

Заместитель Председателя Правления Нацбанка Дмитрий Лапко также обращает внимание на то, что деноминация — чисто техническое мероприятие. Оно подразумевает замену денежных знаков образца 2000 года на образец 2009–го.

По словам Д.Лапко, денежно–кредитная политика, которая проводится в 2015 году, формирует тот уровень сбалансированности, который необходим для начала проведения деноминации. В первую очередь это связано со сбалансированностью внешнеторгового сальдо и жесткой направленностью монетарной политики на снижение инфляции.

— Положительный эффект от реализации этих мер с каждым месяцем усиливается, — заверил зампред Нацбанка. — На протяжении последних девяти месяцев динамика роста цен демонстрировала тенденцию к снижению. С января по сентябрь в годовом выражении рост цен снизился с 17,1 до 11,9 процента. Как следствие, повышается покупательная способность населения. По нашему мнению, сохранение фундаментальных подходов к экономической политике позволит довести уровень инфляции к 2020 году до 5 процентов.

Представитель Нацбанка напомнил: замена наличности будет проводиться поэтапно в течение шести месяцев. При этом денежные знаки старого и нового образца будут ходить параллельно в предприятиях торговли, сервиса и, конечно же, в банках.

— Экономическими агентами позитивно воспринимаются денежные единицы с наименьшим количеством нулей. Поэтому деноминация проводится в пропорции 1:10000. Это значит, что наименьшему номиналу банкноты в 100 рублей будет соответствовать одна копейка, — напомнил Дмитрий Лапко.

Пожалуй, главный сюрприз — не столько сама деноминация, сколько появление в обращении разменной монеты. Хорошо это или плохо?

— Приведу простой пример: срок службы монеты составляет от 10 до 15 лет, мелкие же разменные банкноты ходят всего лишь 6 — 12 месяцев. И это в лучшем случае, ведь банкнота может быть испорчена надписью и тогда будет отнесена к ветхим, — объяснил этот нюанс банкир.

По оценкам Нацбанка, к 1 июля 2016 года в обращении будет находиться 600 миллионов денежных знаков образца 2000 года. Для их замены потребуется всего 80 миллионов экземпляров банкнот нового денежного ряда и 400 миллионов монет. То есть экономия в обработке этой наличности составит примерно семь раз. Расходы на хранение, упаковку, перевозку, пересчет, доставку до конечного потребителя серьезно сократятся.

Компетентно

Михаил КОВАЛЕВ, декан экономического факультета БГУ:

— Давно пора было пойти на такой шаг. У банков и крупных организаций активы давно уже превысили триллионы рублей, и даже у наших компьютеров уже почти не хватает разрядов, чтобы считать такие суммы. Поэтому убрать четыре лишних нуля было уже необходимо, и, на мой взгляд, момент для этого выбран оптимальный. Есть надежда, что уже в следующем году ситуация будет стабильной. Нацбанк перестраховался и обещает нам инфляцию в размере 12%, но я уверен, что нам удастся удержаться и в 9%.

Понятно, что нам теперь придется перестраиваться и привыкать к мысли, что мы больше не зарплатные миллионеры. Что мы уже не получаем по 6 — 7 миллионов в месяц, а будем зарабатывать всего по 600 — 700 рублей. Но раз уж инфляция остановилась, то на эти деньги нам удастся купить столько же товаров, сколько мы раньше покупали за миллионы. Единственное неудобство — надо будет привыкать к монетам, а мы от них уже успели отвыкнуть за 25 лет. Так что, по всей видимости, придется еще покупать новые кошельки с отделениями для мелочи.

А для населения никаких хлопот, связанных с переходом на новые деньги, не будет. Потому что большинство получает зарплату на платежные карточки, а там нули уберутся автоматически.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 215 (24845). Пятница, 6 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter