Самой морозной ночью наш корреспондент вместе с добровольцами спасал “обездвиженных” автомобилистов

Крест на дороге

Рекордно морозные дни стали серьезным испытанием даже для видавших виды водителей. Автомобили впадали в “кому”, превращались в “бездыханную” груду металла в самый неподходящий момент. В принципе, ситуация была предсказуемой, поэтому волонтеры службы по чрезвычайным ситуациям и розыску Минской областной организации Белорусского общества Красного Креста отправились в ночной дозор, чтобы помогать оказавшимся в ледяных капканах водителям. К добровольцам присоединился и корреспондент “НГ”. А в помощи в эту рождественскую ночь действительно нуждались многие.

В багажнике спасательного автобуса полный набор средств для “разморозки” как машин, так и людей

С утра многие в отчаянии попинали колеса превратившегося в сосульку личного автомобиля и пересели на общественный транспорт, который хоть и с задержками, но худо-бедно ходил. И это было еще полбеды. В настоящую западню попадали те, кто все же завелся, а потом глох где-то в пути.

— Встречаемся в 21.00 на заправке по гродненской трассе, — сообщил мне по телефону водитель и негласный лидер отряда спасателей Белорусского общества Красного Креста Игорь Сидоренко. — Только одевайтесь потеплее.

Направляюсь к месту встречи. Мимо с промежутком в 10 минут проехали две “скорые” с включенными мигалками.

У медиков, по всей видимости, тоже намечалась бессонная ночь — обморожения, гололедные травмы, аварии... Начеку и Госавтоинспекция. На обочинах Минской кольцевой немало машин. Некоторые брошены, возле других суетятся хозяева, пытаясь хоть что-то предпринять. Как новогодние гирлянды, то там то здесь мигают “аварийки”...

Микроавтобус Красного Креста уже наготове. В салоне — трое спасателей-волонтеров: Игорь, его сын Филипп и Сергей. В багажнике — спецоборудование: генератор, пусковое и зарядное устройства, тепловая пушка, прожекторы, термосы с горячим питьем. Все для того, чтобы “реанимировать” не только замерзающих людей, но и их “умершие” автомобили.

— Сегодня в ночь выехало несколько спасательных отрядов Красного Креста, — вводит в курс дела Игорь. — Патрулируют дороги сотрудники ГАИ.

Кроме того, действует и небезызвестный поисково-спасательный отряд “Ангел”. В частности, в соцсетях его волонтеры оперативно выкладывают водительские “крики о помощи”. Наша цель — поиск попавших в беду автомобилистов вдали от “цивилизации”, на второстепенных трассах. Выдвигаемся из города. Проехав совсем немного, замечаем на обочине машину. Сергей выглядывает из окна и выносит вердикт — брошенная, давно стоит:

— Железо и есть железо. Чего его жалеть? Сломалась машина — бросай и беги греться. Но не все это понимают. Недавно чуть ли не силой пришлось оттаскивать водителя от заглохшего “Пассата”. Он не хотел оставлять автомобиль, хотя сам уже превратился в ледышку. И такие случаи не редкость...

Приближаемся к Ракову. На перекрестке замечаем автомобиль: фары светятся, двигатель работает. Водитель что-то крутит в моторном отсеке. Может, полетело сцепление или просто омывающей жидкости в бачок добавляет. У спасателей глаз наметан. Они сразу подмечают, когда нужна помощь.

В данном случае она не понадобилась.

Температура — минус 23, мороз усиливается. Направляемся в сторону Минска уже по витебской трассе. В 20 километрах от кольцевой дороги останавливаемся — на обочине в прямом и переносном смысле застыл кроссовер. “Соляра замерзла, третий час стою”, — водитель радостно выходит нам навстречу, его колотит крупной дрожью. Волонтеры понимающе переглядываются, они-то знают, что достаточно двадцати минут без обогрева, чтобы температура воздуха в салоне сравнялась с уличной. Бедолагу отпаивают чаем, одновременно устанавливая тепловую пушку под днище авто, разматывая провода пускового устройства и заводя генератор. Через десять минут трогаемся с места. Благодарно мигая “аварийкой” и радостно сигналя, нас обгоняет спасенный.

На придорожном световом табло — 25 градусов мороза. Вторая кольцевая дорога открылась недавно, автомобилисты толком еще не распробовали эту трассу, но все равно сворачиваем на нее. И не зря. В свете фар вырисовывается покрытый инеем тягач. По всем признакам фура стоит долго. Сначала в окне просторной кабины появляется смотровой пятачок — “жилец” внимательно нас осматривает, видит красные кресты на бортах и открывает дверь тягача.

Владимир гонит груз из Санкт-Петербурга в Польшу. В нашей стране транзитом, думал, что проскочит без приключений. Не получилось. У дальнобойщика на ногах легкие кроссовки, да и куртка не по сезону. В кабине обычно тепло, кто бы мог подумать, что придется несколько часов отапливать ее исключительно теплом собственного тела?

— Почему же вы не бросили фуру и не отправились в город? — задаем резонный вопрос.

— Загружен под завязку, как же я товар брошу?

Владимиру повезло. Мощный рывок пускового устройства — и мотор фуры заурчал. Система обогрева быстро повышает температуру в кабине. Россиянин просит не уезжать — мало ли что. Но нам задерживаться не с руки — кто знает, сколько водителей еще ждут помощи? Подсказываем “горячие” номера телефонов, частоту радиоканала:

— Если случится беда, бросайте SOS в эфир — волонтеры не дадут пропасть...

Мы снова на МКАД. На часах — 2.30. Поток машин превратился в чахлый ручеек. Но тем хуже “бросившим якорь” на обочинах автомобилистам: вряд ли кто-то притормозит, чтобы оказать помощь, ближайшие кафе закрыты, в первую попавшуюся квартиру в поисках кипятка не позвонишь — город погрузился в глубокий, но от этого не менее нервный зимний сон.

В районе авторынка “Малиновка” замечаем две машины с поднятыми капотами. Владельцы уже и не надеются самостоятельно оживить их, понуро стоят рядом, переминаются с ноги на ногу. Пару часов назад Александр был вынужден отправиться на другой конец города. Уверенно завелся, но через несколько километров его дизельный “Форд” заглох: “Не может соляру откусить!” Пришлось позвонить товарищу. Тот приехал, однако и помощь оказать не смог, и сам ни с места.

— Друзья уже в пути, отбуксируют. Нам бы чайку горяченького! — улыбаются они. И получают обжигающее питье. Попутно рассказывают, что со службой автоэвакуации совсем беда — перегружена, несмотря на глубокую ночь...

Мы снова выезжаем из города, теперь уже по “олимпийке”. Игорь зевает, Сергей дремлет на пассажирском сиденье. Филипп несет вахту, пристально всматриваясь в стоящие машины. Эта брошена, эта тоже. Тентованный грузовик вообще снегом замело — видимо, не первые сутки на приколе...

Негромко переговариваются спасатели. Мечтают о горячей ванне, кофе с пятью ложками сахара, сне. Но до этого еще несколько часов. Смотрю на них и думаю: вам что, больше всех надо? Денег за свои труды не получаете, ваши старания мало кто оценит. Ну разве что отогретый автомобилист спасибо скажет.

У Игоря своя история прихода в организацию. Он — автослесарь, поэтому не понаслышке знает, каково это — попасть в морозную ловушку. Сергей — электрик. Несколько лет назад тоже стоял на дороге, замерзал. Подъехали добровольцы — отогрели, помогли. После этого сам стал по дорогам колесить в непогоду. Сначала в частном порядке, затем в составе групп службы по чрезвычайным ситуациям и розыску Красного Креста. Филипп — молодой айтишник, разрабатывает программное обеспечение, а в выходные помогает волонтерствовать отцу.

Время — 4.30. За ночь отмотали более 500 километров. За бортом минус 26,9. Где-то, передают синоптики, еще холоднее. Как бонус — грядущее потепление. Но впереди еще ползимы, а у спасателей — немало бессонных ночей. Присоединяйтесь!

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter