Кредиты запоздалые

С 15 июля в Беларуси гостеприимно развернулось около 400 школьных базаров.
С 15 июля в Беларуси гостеприимно развернулось около 400 школьных базаров. Сказать, что они бедны товаром, нельзя, но

: - Я не буду это даже примерять, - заявила мне дочь, когда я попыталась привлечь ее внимание к костюмчикам с юбочками и сарафанами, предлагаемым в столичных ЦУМе, ГУМе и "Торговом доме "На Немиге". - Это немодно - девчонки засмеют.

И мы поехали отовариваться к новому школьному сезону на рынок. Погодите осуждать меня за то, что я "завернула" родное дитя в синтетику и прочую сомнительного качества ткань. Мы купили отменный брючный костюм из минимально сминающейся ткани с 50-процентным содержанием хлопка, правда в 2,5 раза дороже, нежели костюмы в ГУМе.

Наверное, мне просто не повезло с выбором дня покупки или с дочкой, подумала тогда я, но, выслушав начальника управления организации потребительского рынка Минторга Нину Пашко, поняла, что потребитель всегда прав. По ее словам, при полном аншлаге на костюмы и сорочки для мальчишек (что, собственно, наблюдается и нынче) 10 - 20 процентов девичьих школьных одежек в прошлом году остались на складах. Основная причина - устаревшая ткань преимущественно Минского камвольного комбината. Да и модели оказались далеко не те, что демонстрируют на подиумах.

Однако в этом году, казалось бы, должен был произойти взлет, каких не бывало с 1991 года, когда отменили единую школьную форму и госдотации ее производителям. Совет Министров принял постановление о выделении льготного кредита на выпуск одежды и обуви для школьников. Но... лишь 21 июня. В итоге из 9 трикотажных и 13 швейных фабрик, облачающих подрастающую молодежь к сезону, получить льготные займы смогли единицы, поскольку и без того закредитованы до предела. Да и что могла изменить в июле сотня тысяч долларов для камвольного комбината, когда ткань нужно было сделать за 3 - 4 месяца до начала сезона, то бишь в январе, а шерсть для нее хорошо бы иметь еще к ноябрю прошлого года. Мировая текстильная отрасль работает именно по таким принципам. У нас спасением ситуации занялись в самую последнюю очередь, когда изменить уже практически ничего нельзя. По словам маркетолога ОАО "Брестская трикотажная фабрика "Элма" Людмилы Денисюк, детский ассортимент с его фиксированной ценой невыгоден предприятию, у которого и без того истощены оборотные средства и абсолютно нет денег на закупку качественного сырья. К слову, в отрасли при снижении объемов выпуска товаров почти полуторамесячный непроданный запас лежит на складах. Рентабельность снизилась в полтора раза и достигла критической 5-процентной отметки, перечеркивая не только расширенное, но и элементарное воспроизводство продукции.

На дворе конец июля, а заказ торговли к школьному сезону, который буквально через месяц потеряет всякую актуальность и только усугубит финансовую ситуацию в отрасли, выполнен наполовину. А начиналось все так красиво... В марте 25 промышленных предприятий и большинство крупных торговых фирм организовали конкурс-шоу, где оценку 218 моделям давали не только специалисты, но и подростки, их родители. Они, говорят, были в восторге от представленных моделей. Но одно дело выпустить экспериментальный образец из модной ткани - или индийского хлопка, или австралийской шерсти - и совсем другое - массовое производство в условиях тотального дефицита денег. Так что мамам девочек, привередливых в одежде, можно только посочувствовать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter