Казань и двадцать седьмая летняя Универсиада

Красота казанская

Казань, где через три недели стартует XXVII летняя Универсиада, изменилась до неузнаваемости...


В следующем году Минск примет чемпионат мира по хоккею, но уже сейчас бросается в глаза, как хорошеет город. Соревнования подобного уровня вообще заметно влияют на развитие всей инфраструктуры. Например, доказательством этому служит Казань, где через три недели стартует XXVII летняя Универсиада. Она изменила город до неузнаваемости. Корреспондент «СБ» убедился в этом, побывав на живописных берегах Волги и Казанки в компании с журналистами из Беларуси и России. Трехдневный экспертно–медийный тур организовали Постоянный комитет Союзного государства и РИА «Новости» при поддержке Исполнительной дирекции студенческих игр.



Быстрее

«Всю жизнь в Казани, а такое впечатление — сейчас куда–то в другое место переехал!» Так на мой вопрос о том, многое ли поменялось на улицах с тех пор, как город выиграл право на проведение Универсиады, ответил пожилой продавец Артур в одном из казанских магазинов. И примерно о том же говорят все, кого ни спроси. Казань специально к Всемирным летним студенческим играм так приосанилась, что не узнать. Открылись три новые станции метро. Появились удобные транспортные развязки. Увеличилось число гостиничных мест (по словам организаторов Универсиады, за последние годы в два раза: с 4.000 до 8.000). Между аэропортом и железнодорожным вокзалом Казани курсирует скоростной электропоезд «Ласточка». А там, где раньше были заливные луга и пустыри, выросли современные спортивные сооружения. Не в один момент, но быстро. Скажем, фундамент Дворца единоборств «Ак Барс» заложили в 2004–м, затем стройку заморозили, а в 2009–м все основные работы выполнили буквально за полгода!

Строители, задействованные на объектах Универсиады, трудились круглосуточно, средств на создание инфраструктуры израсходовано страшно сказать сколько. Но генеральный директор Исполнительной дирекции XXVII Всемирной летней Универсиады Владимир Леонов уверен, что игры стоят свеч:

— Никаких переживаний по поводу дальнейшего использования спортивных объектов у нас нет. Они, собственно, уже сейчас загружены. В них тренируются воспитанники детско–юношеских спортивных школ, профессиональные спортсмены. Предоставляются услуги населению. Казань — студенческий город: здесь более 30 высших учебных заведений. Раньше у многих из них не было своей хорошей спортивной базы — часы физкультуры приходилось ограничивать. Сегодня эта проблема неактуальна. Согласно концепции «Наследие» 18 спортивных сооружений переданы вузам города. С одной стороны, это нагрузка на бюджет, но с другой — можно ведь предоставлять различные платные услуги, зарабатывать...



— Чтобы подготовиться к играм, наверняка потребовались колоссальные капиталовложения.

— Безусловно. На строительство деревни Универсиады и новых спортивных сооружений затрачено около 40 миллиардов российских рублей. Если добавить к этому расходы на аэропорт (в конце прошлого года был открыт новый терминал. — Прим. авт.), городскую инфраструктуру, улично–дорожную сеть, метрополитен и так далее и говорить об общем бюджете, то он — около 250 миллиардов российских рублей. Примерно 40 процентов от этой суммы — федеральные деньги, 40 — республиканские и 20 — внебюджетные источники. Реализация маркетинговой программы (продажа сувенирной продукции, билетов) покроет в лучшем случае процентов 10 от общего объема вложений. Все–таки студенческий спорт — это не тот брэнд, на котором можно сделать бизнес. Впрочем, в первую очередь мы рассматриваем Универсиаду не как коммерческий проект, а как инфраструктурный, социальный. Она важна в плане развития города.



Выше

Спасская башня, Дом Шамиля, мечеть Кул–Шариф... Когда гуляешь по Казани, далеко прятать фотоаппарат не резон — устанешь доставать. Архитектура города размашиста. И новые спортивные объекты (их к Универсиаде отгрохали аж 30) выдержаны в том же стиле. Везде, где довелось побывать, что называется, хоть в футбол играй. Просторные холлы, высокие потолки. Казалось бы, можно было умерить размах. Но руководители спортсооружений осекают: Универсиада — знаковое мероприятие, должна пройти на близком к олимпийскому уровне, а насчет спроса, говорят, можете не волноваться. Скажем, по словам первого заместителя директора Дворца единоборств «Ак Барс» Фарита Шайхутдинова, от желающих заниматься отбоя уже давно нет. «На фитнес к нам ходят около 6.000 человек. Плюс — 2.000 спортсменов, платные группы, обучающиеся восточным единоборствам. Также зарабатываем за счет тренажерного зала, проведения различных мероприятий, концертов... В общем, находимся на полной самоокупаемости».

Далеко не везде ситуация такая же благостная, но то, что все директора спортобъектов нацелены на зарабатывание, — факт. И еще абсолютно никого из них не ставит в тупик вопрос об изюминках. Допустим, в Международном информационном центре не без гордости показывают самый большой в Казани концертный зал и центр религий, где могут отдохнуть душой представители разных мировых конфессий. Во Дворце водных видов спорта — подъемное дно, которое позволяет менять глубину (то есть, если надо, обычный бассейн легким движением руки превращается в лягушатник для детей). В Академии тенниса — телескопические трибуны и 26 кортов.

Директор Центра гимнастики Лилия Шафеева, кажется, может рассказывать об изюминках бесконечно.

— Даже на базе в Новогорске 3 — 4 спортсменкам–личницам во время тренировок приходится работать вместе на одной площадке. Во многих спортивных школах на одной площадке одновременно находятся по 30 — 50 гимнасток! У нас такой проблемы нет. Для художественной гимнастики — 12 площадок, что позволяет большому количеству детей заниматься, не мешая друг другу. Музыкальное сопровождение у всех разное. Но и этот вопрос мы продумали. Обили стены специальным звукопоглощающим материалом. А между площадками установили зеркальные перегородки, которые в случае необходимости можно убрать (наше ноу–хау). Они позволяют спортсменкам видеть свои недочеты со стороны и не пропускают звук. Еще одна наша гордость — потолки. По нормам они должны быть высотой 12 — 15 метров. Но требования постоянно меняются, гимнастки бросают свои предметы все выше, и, учтя это, мы сделали 18 метров. Такого нет больше нигде в России.

Сильнее

Разумеется, объекты, построенные к Универсиаде, открыты для местных спортсменов. Но прятать всю эту красоту за семью засовами от иностранцев в Казани тоже не собираются. Руководители сооружений с энтузиазмом говорят о проведении совместных сборов, в том числе со спортсменами из Беларуси. Лилия Шафеева, например, по этому поводу процитировала президента Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирину Винер, сказав, что дуб растет среди дубов и становиться сильнее можно, только тренируясь бок о бок с сильными.

А директор Академии тенниса Равиль Ногуманов допустил, что белорусские теннисисты для своего становления со временем вместо академий в западных странах начнут выбирать предоставляющую полный пакет услуг казанскую. Также он не исключил возможности тренерской миграции. «Сейчас у нас регулярно занимаются 50 любителей и 250 детей. Работают с ними около 20 специалистов, среди них — Анастасия Мыскина, Лариса Савченко... В перспективе мы планируем увеличить количество кортов и занимающихся. А значит, и тренеров в штатном расписании будет больше. Вероятно, пригласим кого–то и из–за рубежа. На тестовые мероприятия к нам из Беларуси приезжала Надежда Дроздова — и сейчас она рассматривается как один из кандидатов на работу в академии».

Непримиримее

Во время Универсиады российская и белорусская стороны в кулуарах наверняка наметят и другие пути сотрудничества. Но на спортивных площадках табачок, понятное дело, будет врозь. Настраиваются все серьезно. Планируется, что за сборную России выступят 25 олимпийских чемпионов, 50 призеров Олимпиад. Да и в нашей команде звучных имен предостаточно. По словам директора Республиканского центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов Валентины Балябо, в Казань от Беларуси отправится самая масштабная делегация за всю историю участия в Универсиадах.

— Всего в Татарстан поедут 228 человек, из них 168 спортсменов. Представлены мы в 17 видах спорта, в том числе впервые в игровых: волейболе, хоккее на траве и пляжном волейболе.

— Перед поездкой в Казань, наверное, определили некий медальный план?

— По итогам выступлений на летних Универсиадах мы входим в число 20 сильнейших стран мира. Наше лучшее выступление случилось в Пекине в 2001–м, когда завоевали 17 медалей. Сейчас ориентируемся примерно на такой же результат. Почему нет? У нас сильный состав в гребле на байдарках и каноэ (Артур Литвинчук, Андрей Богданович, Олег Юреня, Надежда Попок, Ольга Худенко), легкой атлетике (Эдуард Михан, Юрий Шаюнов, Алина Талай), плавании (Александра Герасименя, Евгений Цуркин), художественной гимнастике (Мелитина Станюта). Да и в других видах можем зацепиться.

По своему статусу Универсиада, конечно, уступает Олимпиаде. Но с 6 по 17 июля в Казани точно не заскучаешь.

К СВЕДЕНИЮ

На XXVII летней Универсиаде будет разыгран 351 комплект медалей в 27 видах спорта. По предварительным расчетам, город посетят более 13,5 тысячи спортсменов и членов делегаций из более чем 100 стран. Специально к играм построена деревня Универсиады (28 многоэтажных домов), которая представляет собой самый крупный студенческий кампус России. Единовременно жить здесь могут более 13.000 человек.

Советская Белоруссия №108 (24245). Пятница, 14 июня 2013 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter