Красный диплом «включает» зеленый свет?

У выпускников вузов сейчас самая горячая пора...

Брать кота в мешке, даже если это специалист с высшим образованием, наниматель не спешил никогда, а в нынешних условиях — тем более

У выпускников вузов сейчас самая горячая пора. Позади трудоемкие семестры и нервные сессии, которые незаметно слились в пять университетских лет. Все важное осталось в прошлом, все главное — впереди. С первым рабочим местом жизнь только начинается!..

Для каждого выпускника распределение — кульминация в обучении. Кто-то ждет этого часа, затаив дыхание, воспринимая первое рабочее место как безрадостную повинность. Кто-то постарался во время учебы: крепкими знаниями или успешной практической деятельностью обеспечил себе право выбора организации, учреждения, откуда начнется восхождение по служебной лестнице.

В основании белорусской социальной политики в области распределения находится грамотная модель предоставления молодому специалисту первого рабочего места. При наличии свободных заявок участвовать в распределении могут и платники. При нынешних реалиях на рынке труда такое право дорогого стоит. Дело в том, что если соотношение структуры вакансий за последние месяцы и не претерпело изменений, то есть 80 % предложений в Минске, к примеру, по-прежнему удерживают заявки на специалистов среднего звена, рабочих, обслуживающий персонал, то ниша спроса на дипломированных специалистов остается достаточно скромной и занимает лишь оставшиеся 20 %. При этом крутое пике совершает спрос на специалистов интеллектуального труда. Вспоминаю, как тяжело было устроиться на работу многим знакомым, получившим право на свободное трудоустройство. До последнего они были уверены в том, что их красные дипломы «включают» зеленый свет на рынке труда.

— Брать кота в мешке наниматели не хотят. Поэтому мы заранее настраивали выпускников, чтобы к моменту распределения они уже ориентировались, где им могут предоставить первое рабочее место, и имели оттуда заявки. Некоторые работодатели прежде, чем присылать за­просы на факультет, предлагали претендентам пройти собеседование на предприятии, — отмечает и. о. декана автотракторного факультета БНТУ Виктор Равино.

В то же время трудоустроить всех бюджетников — святая обязанность университета. Из 354 дипломированных специалистов автотракторного факультета направления на работу по профилю получили все бюджетники. Руководство шло навстречу выпускникам. Минчан оставляли в Минске, в малые города отправляли лишь при условии решения жилищной проблемы. Платники от распределения «предусмотрительно» отказались. И, возможно, зря...

— На некоторые специальности количество заявок в полтора-два раза превышало число выпускников. В большинстве случаев соотношение сохранялось на уровне 1:1. В целом количество запросов на новые кадры в этом году заметно сократилось. Некоторые из тех предприятий, что раньше заказывали у нас по 15—20 специалистов, в этом году не прислали ни одной заявки... Но те, кто на плаву, как, например, БелАЗ, куда по распределению направлены 15 наших выпускников, по-прежнему нуждаются в специалистах, — говорит Виктор Равино.

Расклад такой далеко не везде. Прошло три года с тех пор, как в вузах разрешено вовлекать в процесс распределения платников. В БГПУ им. М. Танка направление на первое рабочее место в этом году уже получили 19 ребят, обучавшихся за счет собственных средств. В 2007 году «добровольцев» было только двое.

— Вероятно, на такую динамику повлияло постановление № 86, принятое Совмином 26 января 2009 года. Теперь молодым специалистам из числа педагогических работников дополнительно к окладу ежемесячно в течение двух лет государство будет доплачивать одну тарифную ставку I разряда, — напоминает начальник отдела кадров университета Валерий Оловянников.

Надо сказать, судьба молодого педагога в вузе даже на распределении ясна лишь наполовину. В направлении на работу указывается не конкретное учреждение образования, куда должен прибыть специалист, а районный отдел образования. По усмотрению местных властей дальше это может быть и лучшая городская, и малокомплектная сельская школа.

— Наши ребята никаких бурных эмоций по поводу перспективы работы в сельской местности не демонстрируют. Специалисты там всегда нужны. В этом году мы не смогли в полной мере удовлетворить заявки на математиков, физиков, педагогов-дошкольников, — отмечает Валерий Оловянников.

В то же время девяти выпускникам вуз был вынужден предоставить право самостоятельного трудоустройства из-за отсутствия вакансий. Ребята обучались по специальности «русская филология». Кто знает, возможно, как раз их «путевка» в сельскую местность нисколько бы не испугала...  

----------------------------------

Блиц-опрос в тему

Столица или район?

Алексей ШАВЕЛЬ, студент 5-го курса геофака БГУ:

— Меня никогда не пугала перспектива работать в районе. Например, в родной поселок Энергетиков Дзержинского района поехал бы с удовольствием. Но все сложилось иначе: я распределен в Минский областной государственный лицей.

Мария ЩЕРБАКОВА, выпускница геофака БГУ:

— К сожалению, моя специальность пока не востребована в малых городах. Специалисты в области геоинформационных систем работают только в крупных населенных пунктах, так как наша профессиональная деятельность связана с компьютерной обработкой особой информации, большая часть которой находится в сети Интернет. Если бы на периферии были такие же технические возможности передачи данных и доступа к глобальной паутине, какие есть в Минске и в областных центрах, с удовольствием бы променяла столицу, скажем, на Докшицы — небольшой уютный городок. Минск утомляет, но работать остаюсь именно здесь...

Владимир АЛЕКСЕЙКОВ, студент 6-го курса лечфака БГМУ:

— Морально и физически готов работать в сельской местности. Но квалифицированному хирургу, которым скоро стану и я, самое меньшее, что могут предложить, — это райбольница. Уже знаю, что отправлюсь врачевать в Могилев, но если бы первая профессиональная ступень оказалась ниже — нисколько бы не расстроился. Самое главное для молодого медика — практический опыт. Обширные навыки легче приобрести, начиная с малого.

Татьяна РОМАНОВСКАЯ, студентка 4-го курса факультета английского языка МГЛУ:

— Распределение не за горами, поэтому уже задумываюсь о своей профессиональной судьбе. Работа в сельской местности для меня — самый крайний вариант. Отпугивает жилищная проблема, отсутствие рядом родных, друзей. Я получаю специальность лингвиста, преподавателя двух иностранных языков. Слышала, что в малокомплектных школах учителю иностранного приходится нелегко: детей немного, а значит, нет и часов. Отсюда невысокая оплата труда, ощущение своей невостребованности. Приложу все усилия, чтобы остаться в Минске. Уже ищу работу.

---------------------------------------

На снимке: ярмарка вакансий в Белорусском государственном университете.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter