Ведущая программы «Время», знаменитый советский диктор отмечает день рождения

Красное с белым Анны Шатиловой

Ведущая программы «Время», знаменитый советский диктор отмечает  день рождения
Завтра ведущая программы «Время», знаменитый советский диктор отметит день рождения. 

— Есть уже планы на день рождения? 

— Как всегда, занята, я веду большое детское мероприятие в Москве. Вечером придут сын, невестка Алина, внуки, я накрою праздничный стол, и вечер проведем тихо, по-семейному.

— Анна Николаевна, когда мы только договаривались с вами об интервью, вы сказали, что не считаете себя иконой стиля. Почему?

— Действительно, никогда не считала себя таковой. Это выражение пошло от Эвелины Хромченко, я, конечно, очень уважаю ее мнение, но не ценю себя так высоко. «Модный приговор» смотрю с удовольствием, и Бабкина, и Васильев, и Эвелина — они на своем месте, всегда в материале, потрясающе говорят. 

— Вы ведь после поездки в Японию привезли в СССР стиль «красное с белым»?

— Да. Знаете, когда я пришла на Шаболовку в телецентр в 1962 году, мы ничего не понимали в том, как правильно одеваться для эфира. Стилистов тогда не было. Прежде чем выйти в эфир, отсматривала, как выглядит обновка на мониторе в студии. Я из Японии привезла однажды красивый бирюзовый пиджак, думала, в нем проведу эфир. Когда ребята включили свет и камеру, увидела на мониторе, что цветопередача жуткая — он получился грязно-серый, невзрачный.

В Японии работала с 1973 по 1974 год, мне понравилось, что японки и японцы шли на работу в белых накрахмаленных строгих рубашках с разными шарфиками, платочками. Вот там я и почерпнула свой стиль. Купила себе белый парижский пиджак, в нем в праздничные дни выходила в эфир, прикрепляла красивый цветок. Мы ведь входили в каждую квартиру, и надо было быть нарядным, причесанным, с хорошими мыслями в голове, чтобы зритель даже не подумал выключить телевизор. Мы, дикторы, очень следили за этим, да и за нами по части внешнего вида был строгий контроль. После поездки в Японию почувствовала себя уверенно в этих воротничках и манжетах. Сама следила за своим стилем, мне очень понравилось сочетание красного с белым. Вообще-то телеоператоры очень не любят белое в эфире, они говорят: пересвет и лицо получается темнее. Но я с ними шутила на эту тему: «Ребята, мой пиджак не был ни разу в химчистке, он не белый, а какой-то серый, так что давайте высвечивайте». Кстати, судьба этого парижского пиджака оказалась очень печальной: как только я его отдала в химчистку, он превратился в ничто, мне его испортили. Забрала его оттуда чуть ли не со слезами. 


— Как вы оцениваете внешний вид современных телеведущих? 

— Я вижу, что каждый, конечно, старается, одеты и мужчины, и женщины очень элегантно, так, как требуется, — классический вариант. Тем более сейчас им всем помогают стилисты, визажисты, раньше таких специалистов не было. 

— Помните, какую новость было сложнее всего читать?

— Спустя год после начала моей работы диктором, в 1963 году, случилось покушение на Джона Кеннеди (35-й президент США был убит 22 ноября во время визита в штат Техас снайперским выстрелом. — Авт.). Время уже было вечернее, мне оставалось познакомить зрителей с программой передач на завтра и прочитать погоду. Вдруг вбегает наш редактор Юрий Владеев: «Быстро готовься читать новость с телетайпа». Помню, в то время снимала комнату в Москве в коммуналке. Возвращаюсь после эфира домой  — все жильцы сидят на кухне и обсуждают убийство Кеннеди. Увидев меня, воскликнули: «Ну, какую новость ты нам прочитала! Нам его очень жалко».

И второе, что мне очень трудно далось — это денежная реформа, когда Горбачев в 1991 году подписал указ, инициатором которого был министр финансов Павлов, об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года. За 5 минут до выхода основного выпуска программы в 21:00 мне кричат: «Шатилова, быстро в студию, сейчас будешь зачитывать срочную новость в прямом эфире». Я включаю микрофон, он не включается, и так повторилось несколько раз, потом оказалось, что оборван провод. Принесли другой микрофон, и я прочитала сообщение. Для народа это было очень печальной новостью, заранее никто не предупредил об обмене, начались безумные очереди в банках. После этого впервые попала в «желтую» прессу, там написали: «Шатилова, когда ей принесли текст, вспомнила, что у нее дома лежит восемь тысяч такими купюрами, повалилась на стол и вырубила микрофон». 

— Недавно вы были участницей программы «Наедине со всеми», там Андрей Малахов признался, что считает именно вас своим учителем...

— Помню, как он, молоденький, кудрявенький, появился в программе «Доброе утро». Я тогда еще почувствовала по его темпераменту, что этому парню утренняя студия мала. Он подошел ко мне в «Останкино» возле лифта и говорит: «Анна Николаевна, позанимайтесь со мной, пожалуйста, только начинаю работать». Я ответила: «Нет, Андрей, с тобой заниматься — только портить тебя». 

— Как вы думаете, почему в последнее время, судя по соцопросам, увеличивается число телеотказников, у многих людей сейчас даже нет телевизора?

— Телевидение, конечно, в этом виновато. Есть хорошие программы об ученых, артистах, но большая часть из них идет поздно вечером. Я много общаюсь с простыми людьми, так как всегда езжу в общественном транспорте, трамвай — мой любимый. Так вот, люди тоже недовольны тем, что хорошие программы ставят на ночное время. Взрослое поколение раздражает обилие боевиков, убийств и разборок, хочется народу чего-то радостного. Благо хоть на праздники показывают добрые советские фильмы, с которыми люди душой отдыхают. 

Элегантностью Шатиловой восхищались все советские мужчины, в том числе и поэт Андрей Дементьев.

— Как вы считаете, можно ли остановить путь телевидения в никуда, ведь аудитория уже давно не молодеет?

— Надо, чтобы было больше научных, литературных, молодежных программ. Если современное телевидение не может ответить требованиям молодежи, они уходят в интернет, которым я, например, совсем не владею. Тут уже конкуренция между телевидением и интернетом. Раньше нас учили: ТВ должно не только информировать, а еще воспитывать и образовывать, чтобы благодаря просмотру той или иной передачи можно было повысить свой культурный уровень. Сейчас эти функции, к сожалению, утеряны.

Дела семейные

Муж — Алексей Борисович Шатилов, окончил МИСИ, работал в научных лабораториях, его не стало в 2008 году.

— Мы с Лешей познакомились в 1964 году, я уже была диктором, снимала комнату с соседкой Люсей. Она тоже училась в строительном институте, ей нужно было передать учебник Алексею, а я ее в этот день пригласила в телецентр на запись «Голубого огонька». Вот в автобусе мы и встретились с Лешей, он мной заинтересовался, взял номер телефона. Так все и закрутилось. Мой муж был очень образованным во всех смыслах человеком, особенно в музыке. Он мог бы стать прекрасным музыковедом, так как блестяще разбирался в классике. Если я включала какой-нибудь эстрадный концерт, он хлопал дверью и восклицал: «Как ты можешь это смотреть?» Я считаю, что Алексей мог бы построить другую карьеру, но в нашей семье никто и никогда не состоял в партии, а в то время это было одним из решающих факторов. 

Сын — Шатилов Кирилл Алексеевич (на снимке), окончил МГУ, знает несколько языков, работал в иностранных фирмах.

— Кирилл, выпускает учебники по английскому языку, пишет книги в жанре фэнтези. Он очень много путешествует, выпустил книги «Осенью осенённая» о Японии и «Солнечный Альбион» об Англии, недавно перевел «Ромео и Джульетту» на русский язык, так как все другие переводы, как он выяснил, были далеки от оригинала.

Внуки — Всеволод  (06.01.2002) и Светослав (15.10.2004).

Денис Зинченко.

Советская Белоруссия № 228 (24858). Среда, 25 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter