Красивым кажется все, на что смотришь с любовью

XXI век - век глобализации.

XXI век - век глобализации. Стандарты жизни, культуры, потребления одной нации превращаются в желательные правила игры для всех остальных. Каждый противостоит этому по-своему. Изысканные французы жестко ограничивают удельный вес американской кинопродукции в своих кинотеатрах, высокотехнологичные японцы тщательно оберегают свои сады камней, ну а великий Китай подчеркнуто самостоятельно осваивает космос. При очевидном военно-политическом лидерстве США на международной арене все более рельефным становится желание других стран сохранить собственную уникальность.

Ряд совещаний на высшем уровне, прошедших в Беларуси в последний месяц, показал: идеологические вопросы активно обсуждаются руководством государства. Не менее очевидным оказалось и другое: участники встреч - руководители высшего ранга, ученые, люди искусства - еще не готовы предложить систему сбалансированных решений. Ведь речь идет о кардинальных переменах в сфере образования и воспитания, в работе средств массовой информации, а главное - об обретении страной устойчивого и современного духовного облика.

В процессе обсуждений выявились две проблемы: какие именно идеи могут быть заложены в основание национально-государственной идеологии Беларуси. И кто будет эти идеи разрабатывать и доводить до плоскости личных интересов каждого человека. Ведь этим будут определяться потом и дух программных выступлений лидеров нации, и символика детско-юношеских организаций, и сценарии проведения государственных праздников.

С предназначением идеологии в любом государстве все понятно. Она призвана обеспечивать предсказуемое поведение людей (включая и высших управленцев) в изменяющихся (нередко весьма неблагоприятных) исторических условиях. Нация не способна успешно отстаивать свою независимость, а также осуществлять технологические прорывы в будущее, не будучи духовно сплоченной. Необходимы общие идеалы, в которые верило бы подавляющее большинство.

Народ СССР в годы Великой Отечественной знал: его дело правое. Соответственно убежденность рядовых американцев в том, что миссия их страны заключается в спасении и преображении всего мира, их готовность силой содействовать установлению нового мирового порядка - наглядный результат кропотливой работы творцов "американской мечты" на протяжении двух столетий.

Для нас вопрос состоит в том, какой именно духовный колорит нужен суверенной Беларуси - небольшому государству в центре Европы с богатыми культурными традициями, с традиционно неагрессивной внешней политикой, с главным природным ресурсом в виде трудолюбивого народа. И здесь не отделаешься ссылками на глобализацию по американским меркам, на интернациональный советский опыт или на простодушное славянское братство. Времена изменились.

В свое время и Советский Союз, и Соединенные Штаты с их союзниками по НАТО были самостоятельными духовными вселенными, претендующими на всемирное влияние. "Американизация" мира продолжается и сейчас, встречая культурное противодействие в "старой Европе" и вооруженное сопротивление в исламских государствах.

Америка в настоящее время начала активно спасать нации и государства от них самих. Но при этом нельзя сказать, что США обладают сегодня избыточным моральным авторитетом: достойные результаты трансформаций в Западной Европе и Японии, начатые в 1945 году, сочетаются с вполне провальными опытами в Афганистане, в Иране, в диктаторских государствах Центральной и Латинской Америки, с бомбардировками Югославии, да и - пока это абсолютно неоспоримо - с большими проблемами в Ираке. Безоглядно войти в обойму Вашингтона стремятся многие - и люди, и страны. Но очевидно, что также для очень многих это абсолютно неприемлемо. По этому водоразделу можно легко расколоть нацию.

Духовная мечта о "всемирной коммунистической республике Советов", представлявшая идеологию Союза ССР, окончательно погибла в 1991 году. Идеалы коммунизма и равноправия, питавшие советский идейный опыт, никогда не будут приемлемы для молодых и активных людей, желающих эффективно работать и энергично тратить. Для новых поколений "право на неравенство" с отстающими людьми, обществами и государствами (за счет экстремальных личных усилий) - далеко не пустой звук.

Не будем забывать, что СССР и США в ХХ столетии тратили на идейное противостояние огромные средства. Надо было не только практически полностью обеспечивать радио-, теле-, кино-, а сейчас и видеорынок собственной продукцией, но и защищать его от конкурентов. В СССР, например, была повсеместной практика изъятия из зарубежных художественных и документальных фильмов любых панорамных изображений витрин капиталистических гастрономов и супермаркетов; в США охотились за "коммунистическими ведьмами" и не афишировали тот факт, что в годы "великой депрессии" сотни тысяч американских граждан подали заявление на эмиграцию в СССР.

Многие тысячи штатных идеологов (и здесь, и за океаном) получали приличное жалованье за пропаганду преимуществ своего образа жизни. На противодействии этим мероприятиям выросли советские диссиденты - правда, это имело чисто моральный эффект. Важнее то, что в этих очно-заочных полемиках духовно сформировалось поколение обиженных медленным карьерным ростом "вечно вторых и третьих партийных секретарей" и "вечно младших научных сотрудников". Это поколение и стало ударной силой, демонтировавшей Советский Союз изнутри и переделившей его национальные богатства.

В настоящее время соблазнительной для многих представляется идея духовного возврата к идее единства "панславянского мира". Мира, в котором Беларусь будет в состоянии исполнять роль духовного лидера. Что стоит за этим?

"Плюсы" такого подхода очевидны: не надо "изобретать велосипед". Есть великолепно разработанная идеология русского православия, есть неплохо разработанная теория особого славянского пути - "евразийства", есть мощный идейный пласт русско-российской культуры. Отчитаться перед руководством можно будет быстро и красиво. Вопрос же вот в чем.

Статус духовного лидера обязывает любое государство искать и объединять союзников. Беларусь - государство на перекрестке многоконфессиональной Европы. Кто рядом? Украина (и правые, и центристы) готова сыграть в любую геополитическую партию - но лишь "самостийно" от Москвы (посылка Киевом своих военнослужащих в Ирак - наглядное тому подтверждение).

Россия? Страна, включающая 20% компактного и активного мусульманского населения; страна, демографически "уходящая в Азию"; страна, пока сидящая на нефтегазовой игле богатых покупателей из Европы и США. Даже успех патриотического блока на каких угодно грядущих выборах максимум будет означать попытку возвращения народу (на самом деле - передачу в руки новых, "хороших" собственников) российских природных богатств. Будет не до национально-славянских проблем. Ни г. Ходорковский, ни г. Алекперов и иже с ними не будут в ближайшее время озабочены спасением мирового славянского братства. Для них, как и для их оппонентов, более значимыми будут проблемы иного порядка - собственность, контроль над ней и ее желательный передел. Яркий тому новейший пример - напористая и, мягко говоря, не обремененная сентиментальностью политика концерна "Газпром".

Белорусская нация, вечно находящаяся на границе масштабных вооруженных междоусобиц России и Европейского континента, выработала в себе собственные практики духовного и культурного выживания. Народ сохранил потенциал безусловного сохранения независимости. Беларусь должна пойти собственной дорогой - дорогой самодостаточного европейского государства.

В чем может заключаться этот выбор?

Современное общество с достойной жизнью - это общество, в котором люди, способные квалифицированно трудиться, составляют большинство населения. Граждане такой страны в бурно развивающемся мире способны выживать самостоятельно - но не путем перехода к образу жизни и быту средневекового хозяйства. Рынок (в том числе и мировой) постоянно требует новых и новых услуг, новых и новых форм участия во всемирном разделении труда. И готов платить за них по мировым ценам. Люди (и руководители в первую голову) должны научиться относиться к труду и управлению на уровне мировых стандартов.

Готовы ли к таким требованиям граждане бывшего СССР? Часть - безусловно. Активное население находит себя либо в среднем и мелком бизнесе, либо в передовых производствах, либо (как граждане многих стран) устраиваясь на работу за границей. Во многих областях представители Беларуси (например, в программировании и в точных науках) заслуживают весьма высоких международных оценок. Идеология страны призвана преобразовывать людей на современный европейский лад.

Любой мелкий лавочник или мелкий фермер на Западе - это и директор, и главный бухгалтер одновременно. Американцы ежегодно заполняют целые простыни налоговых деклараций и наказание за невыполнение их пунктов сопоставимо с санкциями за тяжелые преступления. Как быстро можно выйти - в массовом порядке - на такой уровень самосознания?

Обратим внимание: отечественные водители начинают все активнее и активнее уступать пешеходам преимущество на "зебрах". Это - новые правила игры собственной ГАИ, а также повседневный строгий контроль за их соблюдением. Через несколько лет наших туристов за рубежом уже не будет шокировать воспитанность их лихачей - это войдет в повседневную привычку и у нас.

В экономике, разумеется, все сложнее. Просто быстро раздать собственность - не такая уж сложная проблема, ибо охотников до нее хоть отбавляй. Но это и не выход. В России стремительно набирает силу (по мнению абсолютно всех аналитиков) очередной (уже даже и не второй) передел собственности. Дело, как выясняется (особенно в российской деревне), не только в том, чтобы новый собственник получил свой личный пай, но чтобы он смог его удержать, не променял на пару ящиков водки. Труженики постсоветского образца умеют неплохо исполнять приказы (при соответствующей материальной заинтересованности), но никогда (кроме военно-промышленного комплекса, конечно) не обучались конкурировать с лучшими работягами остального света. А это и предполагает грядущее вступление во Всемирную торговую организацию. Оставить трудовые коллективы наедине с искушенными биржевиками, менеджерами, финансовыми спекулянтами - это означает погубить их. Но законсервировать советское положение дел также невозможно. Экономическая составляющая идейной работы неизбежно выдвигается на первый план.

Нередко в дискуссиях на эту тему абсолютизируется иная - политическая составляющая идеологической работы. По мнению их участников, идеология в настоящий момент призвана "давать отпор", "разоблачать", "показывать истинное лицо". Но низкий (увы!) - о чем тоже неоднократно говорилось - уровень исполнителей на местах может загубить даже подобное дело. (Чего греха таить, нередко местные идеологические кадры в середине 1990-х годов подбирались тогдашними кураторами этой сферы по анкетам райкомов и райисполкомов второй половины годов 1980-х.)

Политически амбициозного класса буржуазии в Беларуси пока нет, трудовые коллективы рабочего класса и крестьянства в ряде случаев разобщены и озабочены проблемами собственного выживания. С кем "бороться"? Если понимать идеал гражданского общества как общество, в котором недопустима политическая борьба без всяких правил, то искусственно создавать конфликты незачем. Некоторые идеологи местного розлива вряд ли окажутся в состоянии вести свою работу без формирования "образа супостата". А если он будет отсутствовать, его придется создавать вполне искусственно. А это уже повсеместная буря в стакане воды - без видимых причин.

 

ГРИЦАНОВ Александр.


Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter