КРАСИВО ВРАТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ

Добро пожаловать в мир западной журналистики, которая порой напоминает лучшие местечки из "Алисы в стране чудес"! Чтобы продолжить литературные метафоры, можно сказать, что когда ее талантливейшие представители прикасаются к теме "Беларусь", то и самые продвинутые газеты обретают черты "министерства правды" Оруэлла, а герои публикаций предстают перед лондонским, нью-йоркским либо берлинским читателем в образе 250-килограммовой гориллы Кинг-Конг.
Добро пожаловать в мир западной журналистики, которая порой напоминает лучшие местечки из "Алисы в стране чудес"! Чтобы продолжить литературные метафоры, можно сказать, что когда ее талантливейшие представители прикасаются к теме "Беларусь", то и самые продвинутые газеты обретают черты "министерства правды" Оруэлла, а герои публикаций предстают перед лондонским, нью-йоркским либо берлинским читателем в образе 250-килограммовой гориллы Кинг-Конг...

Такой творческий метод рационально объяснить невозможно. Поэтому остается попросить помощи у старика Фрейда, который отсылал страждущих познания порыться в пещерах собственного мозжечка...

Как создается большинство "репортажей из Минска"?

Наверное, так.

...Кабинет главного редактора берлинской "Вельт". Шеф нервно просматривает телеграммы мировых агентств. "В Северной Ирландии продолжаются кровавые бои между католиками и протестантами", "Во Франции и Бельгии орудует банда высокопоставленных педофилов", "В Испании баски взорвали автомобиль, есть жертвы", "В Берлине прошел марш неонацистов", "В Афганистане стратегические бомбардировщики по ошибке уничтожили мирную деревню"...

- Как тривиально, как пошло, - скрежещет зубами редактор, - ни одной сенсации. Что ставить в номер?

Открывается дверь и входит редактор отдела политики. Его лицо также отмечено тоской и творческим коллапсом

: - Какая скука!

- А не направить ли, мой дорогой, корреспондента в Минск? - задумчиво говорит шеф, и в его глазах появляется охотничий огонек, - пусть попугает наших бюргеров.

- Конгениально! Как всегда, у вас замечательные идеи. Минск - это наша волшебная палочка. Клондайк, можно сказать. Если позволите, я поручу это дело Оливеру Хайльвагену. Классный парень.

- Это тот, который написал, что Лукашенко употребляет на ланч младенцев? Помню, помню. Золотое перо у подлеца!

Через неделю репортер "Вельт" Оливер Хайльваген высаживается в Минске. Остов будущего сенсационного репортажа у него уже готов. Сюжет прост: между Варшавой и Москвой лежит территория, занятая скифскими племенами (о скифах он узнал недавно, но это будет отличным адреналином!). Благодаря немецкой гуманитарной помощи дикие племена приобрели было цивилизованный облик, но местный Аттила, сфальсифицировав демократические выборы, подавил все живое, переодел подданных в медвежьи шкуры, вооружил ракетами "СС-20" и угрожает, форсировав болота, двинуться на Берлин. Фатерлянд и демократические ценности в опасности!

Держа в голове этот замечательный сюжет, О.Хайльваген селится в отель- "люкс", со вкусом проводит время в ночном клубе и как сентиментальный европеец под утро даже клянется новой подруге, что Минск его очаровал своим комфортом, чистотой и безопасностью на улицах. "Зер гут, - признается очарованный странник. - Я очень полюбил вашу страну".

Но редакционное задание не терпит компромиссов. Репортаж должен вызвать у берлинцев дрожь и ужас. И не выходя из номера, О.Хайльваген раскрывает компьютер-ноутбук и сочиняет триллер под заголовком "Танцуй танец под названием "Чернобыль". С местным колоритом и анекдотами подсобили минские волонтеры, отличные парни, надежный актив приезжих мастеров слова. Благодаря им западным публицистам нет нужды не только мучительно анализировать факты, но даже наклоняться за ними. Сто-двести марок - и мальчики по вызову принесут "факты" прямо в гостиничный номер. И тут раззудись плечо, куй, пока горячо.

И вот газета "Вельт" от 15 января. Что же опубликовал в ней бойкий Оливер Хайльваген? Хайль вам, господин Хайльваген! Потому что цитировать вас одно удовольствие...

Очевидно, задумав грандиозный эпический цикл (типа "Илиады" или "Одиссеи"), главные ужасы о нравах новоявленной Скифии герр Хайльваген оставил на десерт. А пока он живописует "половецкие пляски" в минском клубе "Реактор". В его интерпретации юные белорусы, посетители "Реактора", выглядят вполне сложившимися дегенератами. Они с удовольствием пожирают собранные собственными руками отравленные грибы, носят, "несмотря на скудное освещение", солнцезащитные темные очки, не обращая внимания на радиацию, которая прямо в зале "обжигает их костный мозг", "барахтаются" под жесткую музыку "техно" и при этом сладострастно жуют наркотик "экстази".

Все это описано ярко, но на настоящую сенсацию не тянет. Берлинские читатели наверняка сыты по горло такой литературщиной. Художественной удачей можно считать перл про "костный мозг", но все равно текст несколько маломасштабен. Даже для "Бильда", не говоря про "Вельт"... Нужна свежая политическая струя. И Оливер Хайльваген уверенно достает из широких штанин "Босс" универсальный аргумент - господа берлинцы, во всех описанных безобразиях виноват Лукашенко, который, оказывается, является... владельцем "Реактора". Цитирую "Вельт": "Идея выгодного бизнеса пришла недавно главе государства Александру Лукашенко, который известен своей энергичностью. Он передал владельцам дискотеки, что у них есть выбор: стать под грузом налогов банкротами или "добровольно" передать дискотеку президенту. Они предпочли последнее и выехали из страны. С тех пор немногие счастливчики из Минска, провозглашающие в "Реакторе" на старый русский манер здравицу "за здоровье", приходят в частное заведение президента. Он позволяет им развлечения..."

Возможно, в этом месте у кого-то из наших эмоциональных читателей появится желание прибегнуть к непечатной лексике. Однако, воздержимся. Потому что бессовестный и даже жуликоватый корреспондент О.Хайльваген врет не из-за любви к искусству. Вообще говоря, дело не в нем... Проблема более глубока и лежит в стороне от репортерских троп. Тиражируя безумные небылицы, протаскивая фантастические саги на страницы таких респектабельных газет, как "Вельт", архитекторы "новой Европы" не просто отвлекают внимание своих читателей от их реальных проблем, но формируют образ врага, на которого можно впоследствии свалить все собственные неудачи. Это весьма апробированный метод. Один славный берлинец в середине 30-х годов откровенничал (не в "Вельт", конечно, а в "Фелькишер Беобахтер"), что "чем нелепее ложь, тем легче в нее поверить".

Интересно вот: неужели сегодняшние либеральные европейцы так и не сдали в архив рецепты того идеолога, пропагандиста и агитатора?

(Желающих полностью прочитать сочинение г. О.Хайльвагена и порадоваться за уникальное творчество этого достойного наследника барона Мюнхгаузена отсылаем к Интернет-сайту газеты "Вельт". Ей-богу, не пожалеете - уникальная по своей тенденциозности статья!)
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter