Краеугольный камень правовой системы

26 июня 2008 года принят Декрет Президента № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь». Чем было вызвано принятие декрета?..

26 июня 2008 года принят Декрет Президента № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь». Этим документом значительно дополнены функции Конституционного Суда. Чем было вызвано принятие декрета? Что даст реализация его норм конкретному гражданину и обществу в целом? Эти и другие вопросы мы задали Председателю Конституционного Суда Петру МИКЛАШЕВИЧУ.


— Петр Петрович, что же стало толчком для разработки и принятия нормативного правового акта, направленного на совершенствование деятельности Конституционного Суда?


— По своему предназначению Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля. В соответствии со статьей 116 Конституции заключение о конституционности нормативных правовых актов Конституционный Суд дает в случае, если соответствующее предложение о проверке нормативного правового акта внесено одним из шести субъектов, имеющих на это право, в числе которых Президент, обе палаты Национального собрания, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров.


Конечно, инициативное предложение уполномоченного субъекта — это основа для выполнения Конституционным Судом функции контроля за конституционностью нормативных правовых актов. Однако это не должно лишать Конституционный Суд инициативы по совершенствованию правовой системы нашей страны.


В связи с этим Президентом была поставлена задача найти пути активизации деятельности Конституционного Суда посредством наделения его дополнительными полномочиями с их регламентацией в законодательном акте. И на данном этапе, а это уже, можно сказать, третий этап развития белорусского конституционного правосудия, определены реальные пути повышения эффективности деятельности Конституционного Суда.


— Что стоит за формулировками декрета? Что нам дают его конкретные положения?


— Декретом закреплены новые механизмы и формы осуществления конституционного контроля. Кроме того, предусмотрено, что Конституционный Суд наряду с имеющимися полномочиями будет осуществлять ряд дополнительных полномочий. Кратко скажу о них.


Во–первых, Конституционный Суд теперь им
еет право осуществлять обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания и одобренных Советом Республики — до подписания данных законов Президентом.


Хочу подчеркнуть, что именно введение предварительного конституционного контроля как новой формы конституционного контроля в нашей стране является одной из наиболее важных новаций данного декрета. Что это означает на практике? Уже само слово «предварительный» говорит само за себя. Основная цель данного нововведения — упреждение негативных правовых и социальных последствий принятия нормативных правовых актов, противоречащих нормам и принципам Конституции.


Во–вторых, по предложению Президента Конституционный Суд может излагать позицию о конституционности международных договоров нашей страны — до подписания Президентом нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров.


В–третьих, Конституционный Суд получает право по поручению Президента давать официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Президент принимает активное участие в современном процессе нормотворчества. Мы рассчитываем на то, что полномочие по толкованию актов Президента будет способствовать утверждению конституционности прежде всего в практике правоприменения.


В–четвертых, по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Конституционный Суд имеет право принимать решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства. Эта мера является дополнительной гарантией обеспечения конституционности деятельности местных Советов.


— Одним из новых полномочий судей Конституционного Суда станет право проводить проверку конституционности определенных Президентом направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов. В чем суть данного предложения?


— Одной из важнейших задач Конституционного Суда является утверждение законности не только в нормотворчестве, но и в правоприменении. В деятельности Конституционного Суда эта задача сейчас решается путем рассмотрения конституционности отдельных нормативных правовых актов (1 — 2 заключения в год) и путем вынесения 30 — 40 решений рекомендательного характера по совершенствованию законодательства. Как видите, количество дел и материалов, рассматриваемых ежегодно в Конституционном Суде, незначительное. Поэтому сделать обоснованный, полный и всесторонний анализ состояния конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении практически невозможно, учитывая, что ежегодно в Беларуси принимается более 10 тысяч нормативных правовых актов и рассматривается более 500 тысяч судебных дел.


Как можно полноценно решать поставленную задачу без наделения Конституционного Суда соответствующими полномочиями? Решение лежит в русле общеевропейских подходов в осуществлении и совершенствовании конституционного контроля. В странах Евросоюза и СНГ в настоящее время идет процесс перехода от контроля за конституционностью законов к контролю за их реализацией, а это и есть контроль за правоприменительной деятельностью.


Президент, высказывая свое мнение по данному поводу, подчеркнул, что в качестве одной из важных задач Конституционного Суда он видит контроль за правоохранительной системой Беларуси. «Конституционный Суд — это, по сути, самый независимый орган власти, у которого ни с кем не пересекаются интересы, — отметил Глава государства. — Плюс к этому Конституционный Суд должен более активно принимать участие в нормотворческой деятельности». Когда на практике будут реализованы оба этих направления деятельности Конституционного Суда, тогда можно будет говорить и о других дополнительных его полномочиях, подчеркнул Президент.


Необходимо особо отметить, что при проверке конституционности правоприменения Конституционный Суд будет рассматривать исключительно вопросы права. При этом он не может устанавливать и исследовать фактические обстоятельства в тех случаях, когда это входит в компетенцию судов, правоохранительных и иных государственных органов.


По результатам изучения правотворческой и правоприменительной практики у нас будет возможность объективно информировать Президента о состоянии конституционной законности в деятельности судов, правоохранительных органов и других государственных органов.


— Пожалуйста, буквально в нескольких словах подведите итоги нашей беседы...


— Итоги нам подводить рано, надо работать. Декрет, по сути, открывает новую страницу в деятельности Конституционного Суда Беларуси. Наделение Конституционного Суда дополнительными полномочиями позволит решать самые сложные юридические вопросы, напрямую связанные как с правами и свободами граждан, так и с работой государственных органов.


Беседовал Игорь ДАНЕВИЧ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter