Койко-место в государственном масштабе

По статистике, каждый белорус за год в среднем трижды оказывается на больничной койке.
По статистике, каждый белорус за год в среднем трижды оказывается на больничной койке. В западных странах аналогичный показатель гораздо ниже. По соотношению койко-мест к общему числу граждан страны мы тоже значительно опережаем иностранцев. Безусловный лидер - Могилевская область. Здесь на 10 тысяч населения приходится 129 больничных коек. Ненамного отстают Гомельская и Витебская области. Но далеко не все больничные койки используются рационально. Данный вывод подтверждается опытом Витебской области, где вот уже второй год медики экспериментируют, пытаясь сделать упор на менее затратные формы медицинского обслуживания. Витебчане вычислили, что около 40 процентов стационарных больных вполне могут лечиться амбулаторно, а следовательно, их лечение обойдется государству намного дешевле.

Лечение в стационаре, как известно, удовольствие дорогое. Однако до недавнего времени больничное руководство не волновал вопрос о ненужности значительного количества койко-мест. Более того, подчас их пытались заполнить искусственно. Лишь бы не пустовали. Причина столь ревностного отношения к проблеме сохранения и приумножения количества больничных коек проста. И, как водится, вытекает из соображений материального порядка: с незапамятных времен до недавнего прошлого бюджетное финансирование напрямую зависело от количества больничных коек, а не от реальных нужд пациентов. В условиях дефицита бюджетных средств такое расточительство просто непозволительно. Поэтому было решено пересмотреть механизм финансирования здравоохранения и упорядочить процедуру назначения того или иного вида лечения.

- Канули в Лету времена, когда мы могли себе позволить тратить государственные деньги на виртуальные нужды, - рассказывает начальник главного управления планирования экономики здравоохранения Минздрава Клавдия Мовчан. - Теперь приходится считать деньги. Нынче годовой бюджет здравоохранения страны формируется из расчета конкретных расходов на медицинское обслуживание одного человека. Кроме того, мы начинаем перераспределять финансы с учетом приоритетных направлений, одно их которых - первичная медико-санитарная помощь. Районные поликлиники и сельские врачебные амбулатории - менее затратная форма медицинского обслуживания, нежели стационар или "скорая помощь". На нее-то мы и делаем ставку. Сокращение пустующих койко-мест и сроков пребывания в стационаре, более интенсивный режим работы больниц и поликлиник, пересмотр показаний к госпитализации - все эти меры позволят высвободить приличное количество средств и направить их на укрепление материально-технической базы, увеличение фонда материального поощрения медработников, а следовательно, на улучшение качества медицинского обслуживания.

Как я уже отметила, особое значение сегодня придается развитию амбулаторно-поликлинической помощи, дневных стационаров, хирургии одного дня, на что должны обратить внимание руководители на местах. Они сейчас полномочны определять приоритеты и распределять финансы по своему усмотрению. А новые принципы бюджетного финансирования как раз-таки стимулируют рачительное отношение к деньгам. В самом деле, неразумно держать больного с колитом 20 дней в больнице, если ему назначено, допустим, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. С таким же успехом он может пить таблетки и посещать процедуры, находясь дома. В итоге налицо экономическая выгода за счет экономии на питании, медикаментах, постельном белье, энергоресурсах и многом другом. В столь же продуманном подходе нуждается и система назначения и организации того или иного вида лечения. Если, например, пациент прошел комплексное обследование до стационара, нет нужды повторять комплекс дорогостоящих лабораторных и прочих исследований.

Особая ответственность в нынешних условиях ложится на участкового терапевта. Сегодня он своего рода координатор всего лечебного процесса. Вероятно, следует подумать об увеличении часов приема этих специалистов и более четкой организации их труда.

Ежегодно, по словам моей собеседницы, в области здравоохранения должны разрабатываться минимальные государственные стандарты медицинского обслуживания населения, увязанные с годовым бюджетом. Средства, которые понадобятся сверх того, придется добирать из местных бюджетов. В этом случае как нельзя кстати опыт витебчан. Потихоньку его перенимают по всей стране. За минувшие полгода в Беларуси сокращено 2.800 больничных койко-мест. Высвобожденные деньги пущены на первоочередные нужды. Правда, омрачают настроение медиков перебои с бюджетным финансированием. Государство задолжало здравоохранению 87 миллиардов рублей. В данной ситуации упомянутые новшества если не панацея, то, по крайней мере, солидный стабилизатор ситуации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter