Койко–место под солнцем

Почему жильцы общежития боятся капитального ремонта?

Почему жильцы общежития боятся капитального ремонта?


—Мало того, что мы живем в жутких условиях, так нас еще собираются на улицу выбросить, — слушаю взволнованный голос могилевчанки Веры Бондарковой. — Помогите! Это касается не меня одной — 17 семей в такой ситуации.


Не тот случай, когда можно вежливо посочувствовать и повесить трубку. Откладываю дела в сторону и еду по адресу: улица Заслонова, 28. Картинка, увиденная мною на месте, — не для слабонервных. Официально здание называется общежитием ОАО «Стройтрест № 12». На самом деле — барак, да и только... Удобства — во дворе, за водой надо ходить к колонке метров за 100, в комнатах, расположенных на двух этажах, — проваленные и местами превратившиеся в труху полы. Видно невооруженным глазом: общежитие срочно нуждается в капитальном ремонте. Который, собственно, вскоре и собираются начать. Спрашивается, в чем проблема?


— Нас собираются переселить в другую «общагу», — наперебой говорят Вера Бондаркова и ее соседка Галина Ситкевич. — И никто не гарантирует, что после ремонта вернемся обратно. Дом по соседству — такой же, как наш, тоже, было дело, поставили на капремонт. «Скелет» простоял 10 лет, после чего на его месте построили 9–этажку. Да, прежние жильцы вернулись в новые благоустроенные квартиры. Но — за деньги. А у нас нет средств платить за обновленную жилплощадь.


На первый взгляд ситуация обыденная. Есть собственник жилья, который собирается его благоустроить, есть «постояльцы», которых на улицу, оказывается, выбрасывать никто не собирается. Но жильцы общежития оспаривают статус здания. Говорят, что какое–то время это был жилой дом. В доказательство демонстрируют мне ордера на жилплощадь, выданные Центральным райисполкомом Могилева в начале 80–х прошлого столетия. В одном из ордеров написано: отдельная кухня. И вправду: в общежитиях такой не бывает. Да и для выделения там койко–места либо комнаты решения исполкома никогда не требовалось. Так что жильцы правы в том, что выселить их хотят даже не из общежития, а из дома?


Подтверждает это и датированное 1996 годом письмо администрации Центрального района Могилева управляющему стройтрестом. Вот строчки из него: «...двухэтажное здание указанного дома, бывшее общежитие треста № 12...». Смотрю документы, относящиеся к этой постройке, в Могилевском бюро по регистрации и земельному кадастру в документах. В них здание называется то домом, то общежитием. В ноябре 2004 года Могилевский горисполком выделил участок по адресу улица Заслонова, 28 «для содержания и обслуживания жилого дома». А спустя два года — в декабре 2006–го — эта формулировка была изменена на «для содержания и обслуживания общежития». Сегодня в ОАО говорят, будто что–то напутал юрист организации. По всем отчетам, мол, здание числится именно как общежитие. Хотя специалисты утверждают, что в лихие 90–е с ним могли происходить самые разнообразные пертурбации...


Из–за этой путаницы с документацией жильцы уверены: их хотят обмануть. Отнять законные квадратные метры в здании, в котором скоро будут благоустроенные квартиры, и отправить их снова коротать свой век в казенных помещениях, но по другому адресу. Масла в огонь подлило собрание жильцов дома, на которое пришел заместитель директора стройтреста Геннадий Авдеенко. Он предложил семьям альтернативу: или создавать КИЗ, для которого без очереди будет выделено «пятно застройки», или на время капремонта (на него на момент собрания не было средств) переселяться в общежитие. Причем начальник так и не дал гарантии людям, что они вернутся обратно. Страсти разгорелись с новой силой...


— Сегодня ситуация совсем иная, — оптимистично заявил мне Геннадий Кузьмич. — Из бюджета выделены деньги. Мы готовы приступить к работам — уже и проект заказали. Но люди отказываются выселяться. Несмотря на то, что мы идем им навстречу. Предоставляем места в общежитиях под потребности каждой семьи: две–три комнаты. Если все пойдет по плану, то к концу года все без исключения жильцы вернутся на свои законные «квадраты». Только уже не в общежитские комнаты, а в отдельные квартиры: дом будет реконструирован. Подчеркну: вернутся бесплатно! Прошу газету разъяснить это жильцам.


Что ж, вроде бы все точки над «i» расставлены. Но жильцы в оптимистичном финале все равно сомневаются. Почему? Наверное, администрация треста еще не научилась главному — работе с людьми. Казалось бы, чего проще: выйти к ним и разложить по полочкам все, как есть! Но руководители стройтреста об этом почему–то просят корреспондента «СБ»... Боятся, что опять будут вопросы?


Лично у меня они возникли. Хоть я вроде как и незаинтересованное лицо. Предположим: все, кому предлагалось это вначале, создали бы кооператив индивидуальных застройщиков и начали возведение жилья за собственные деньги и кредиты. Кому тогда достались бы бесплатные квартиры в реконструированном доме? Есть сомнения и в том, что выделенных городом 620 миллионов рублей хватит и на капремонт двухэтажки, и на возведение третьего этажа, как это планируется. Что если на большие затраты в местной казне не найдется средств? Опять долгострой с неопределенной судьбой, как это уже было с одним общежитием? Тогда отселенные жильцы действительно смогут сказать, что их обманули. Этого–то они и боятся, отказываясь покидать комнаты фактически аварийного здания...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter