Коварные запахи

Недавно мой знакомый купил внушительный мебельный гарнитур, заполнивший до предела его скромную комнату.
Недавно мой знакомый купил внушительный мебельный гарнитур, заполнивший до предела его скромную комнату.

Радость от столь солидного приобретения омрачает только одна деталь: уж очень сильно вся эта конструкция пахнет.

Легкий аромат новинки, конечно, поначалу радует, но в скромном по объему помещении постепенно начинает действовать на нервы. Теперь моему знакомому приходится гораздо чаще проветривать комнату, чтобы ненароком "не угореть". Свои надежды изменить ситуацию он связывает с естественным ходом времени: мол, постепенно гарнитур утратит первоначальный фабричный лоск и сам перестанет источать сомнительные ароматы.

Заведующая испытательно-измерительной лабораторией клеевых и лакокрасочных материалов ПКТБМ ОАО "Минскпроектмебель" Галина Юрковец подтверждает, что чаще всего от новых шкафов и диванов исходят различные малоприятные запахи. Некоторые из них действительно безвозвратно улетучиваются в первый же год после совершения покупки. А некоторые, в обычных жилищных условиях почти неощутимые, могут преследовать обладателя мебели долгие годы. В принципе, практически вся производимая в Беларуси мебель сегодня проверяется на предмет экологически вредных выделений. Без этой экспертизы она просто не пройдет сертификацию. И если фабрика или предприниматель соблюдают все технологические нормы, то проблем здесь быть не должно. Тем не менее брак иногда все-таки попадается.

Как же происходят испытания?

За стеклом в темном помещении климатической камеры видны разные шкафы, стулья и прочие предметы мебели. Здесь в 42 кубических метрах смоделирована атмосфера обычной квартиры. Так проходят семидневный цикл проверки очередные поступившие в лабораторию образцы. Быстрее, к сожалению, точно выявить присутствие в их испарениях 16 основных вредных веществ пока не получается. Одни названия опасных химических соединений должны вызывать дрожь у непосвященного потребителя: фенол, толуол, стирол... Среди них, по утверждению Галины Юрковец, больше всего хлопот исследователям доставляет формальдегид, поскольку часто для изготовления мебели наши производители используют проверенные годами и сравнительно дешевые ДСП. Поверхности таких плит, по требованиям стандартов, нужно обязательно покрыть шпоном или другим изолирующим материалом. Если же где-то в гарнитуре или, скажем, в кресле вдруг останется открытая кромка ДСП, то вредные пары формальдегида их владельцам суждено вдыхать долгие годы. До тех пор, пока полностью не разрушится сама мебель. По этому "формальдегидному" признаку сотрудники лаборатории время от времени бракуют те или иные изделия белорусских предприятий. Какие именно? Увы, несмотря на всю мою настойчивость, какие-либо адреса хозяйка лаборатории назвать категорически отказалась. Зато сообщила, что импортные образцы, попадающие сюда на испытания, постоянно демонстрируют стабильную безвредность.

Как отмечают эксперты, никакой разницы между серийной продукцией крупных фабрик и мелких производителей с точки зрения экологической безопасности не наблюдается. Все они проходят испытания примерно одинаково успешно. А вот насколько безопасна мебель, изготовленная штучно или под заказ, сказать затруднительно. Впрочем, если ее продавец предъявит государственный сертификат - тогда покупатель может быть спокоен.

По большому счету, практически любая деревянная мебель не принесет заметного урона здоровью ее обладателя, если он будет выполнять несколько простых правил. Прежде всего не стоит чрезмерно заставлять небольшие комнаты шкафами, комодами и диванами. Кроме того, любое помещение следует ежедневно тщательно проветривать. Это полезно со всех точек зрения. Сотрудники лаборатории вспоминают почти анекдотический пример из недалекого прошлого. Директор одного белорусского предприятия потребовал отделать кабинет в духе моды того времени - ДСП. Все смотрелось очень стильно. Однако каждое утро, приходя на работу, незадачливый руководитель начинал с того, что распахивал настежь окно. Только когда густые пары формальдегида, накопившиеся за ночь, рассеивались, можно было приступать к работе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter