17 февраля исполняется семь лет так называемому косовскому прецеденту

Косовский прецедент

17 февраля исполняется семь лет так называемому косовскому прецеденту. В этот день в 2008 году парламент Республики Косово провозгласил независимость от Сербии. Это решение имело далеко идущие последствия. Косовская независимость была поддержана США и большинством стран Европейского союза и вызвала осуждение со стороны России и многих незападных стран. Противники косовского прецедента указывали на опасность того, что он будет способствовать активизации сепаратистских движений в других частях мира и поставит под угрозу существование многих государств. Западные покровители Косова попытались оградиться от этой опасности, заявив об уникальности косовского прецедента и невозможности его распространения на другие проблемные ситуации. Так, по мнению тогдашнего госсекретаря США Кондолизы Райс, косовский суверенитет стал результатом стечения уникальных факторов: «общий контекст распада Юго­славии, этнические чистки и преступления в отношении гражданского населения Косова и длительный период нахождения края под управлением администрации ООН».

Тем не менее косовский прецедент действительно открыл ящик Пандоры, запустив процесс одностороннего признания ранее не признанных государственных образований ведущими международными игроками. В том же 2008 году после «войны 08.08.08» Россия в одностороннем порядке признает независимость Абхазии и Южной Осетии. Присоединение Крыма к РФ также привело к появлению еще одной территории с международно-спорным статусом.

Несмотря на то что такого рода частично признанные территории существовали и ранее (Республика Северного Кипра, односторонне признанная Турцией, или Нагорный Карабах, признанный Арменией), именно после Косова появление государственных образований, признаваемых в одностороннем порядке, стало обретать характер устойчивой тенденции.

Таким образом, сложившаяся после Второй мировой войны система, в рамках которой международная правомочность государств подтверждается ООН, начинает постепенно разрушаться. Косовский прецедент в этом плане является знаковым, поскольку продемонстрировал консолидированное игнорирование норм международного права со стороны ведущих держав Запада, которые традиционно позиционируют себя в качестве едва ли не оплота существующего миропорядка. В результате старый анекдот, в котором привередливый турист просит дать ему другой глобус, начинает воплощаться в реальность. Карты и глобусы, выпускаемые в разных странах и частях света, начинают все больше отличаться друг от друга. Единая международная политико-правовая реальность все более дробится и фрагментируется.

Сепаратизм и сохранение территориальной целостности существующих государств — проблема, над которой политическая мысль бьется не первое столетие. Очевидно, что достичь раз и навсегда незыблемости и нерушимости государственных границ никогда не получится. Собственно, и механизм ООН был рассчитан на возможное появление новых государств. Так, в рамках существующего международного права прошло провозглашение Восточного Тимора или Южного Судана. Распад СССР, Чехословакии и Югославии также был признан международным сообществом. Наконец, недавний референдум о суверенитете Шотландии продемонстрировал, что сепаратистские устремления тех или иных территорий могут разрешаться вполне мирным путем.

Тем не менее в большинстве случаев территориальные конфликты и споры не имеют легкого разрешения, превращаясь в очаги напряженности, тлеющие десятилетиями. В этих условиях у крупных международных игроков велик соблазн использовать такие проблемные ситуации в своих интересах. Частично признанные государства исключены из полноценной международной жизни и в то же время полностью зависят от признавшего их «благодетеля», превращаясь в зону его монопольного влияния.

Так или иначе, но именно такие «частичные» государственные образования стали фактором мировой политики. Система международных отношений вступила в период трансформаций и переформатирования, в ходе которого будут меняться роль тех или иных государств на мировой арене, характер межгосударственных отношений, политические границы и т.п.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter