Коса и камень

Фермер вызывает "на ковер" председателя райисполкома.
Фермер вызывает "на ковер" председателя райисполкома. Тот игнорирует вызов. Речь идет о сотнях миллионов рублей и судьбах десятков работников. За роль миротворца берется журналист...

Ультиматум

"Вызов" из крестьянского хозяйства В.Бараули поступил и в редакцию "СБ" - утром по факсу. Сообщалось, что власти Крупского района незаконно парализуют работу фермера. 55 работников могут остаться не у дел. На встречу с руководителями района, которая состоится сегодня, в 16.00 в деревне Докудово, приглашается и журналист "СБ".

Прилюдная схватка двух хозяйственников - это событие, если не скандал. Отложив все дела, к 16.00 в Крупки по московской трассе, пожалуй, можно успеть. Звоню фермеру: "Вы гарантируете, что встреча состоится?" - "Председатель райисполкома Горнак извещен". Набираю исполком, представляюсь: "Алексей Силивестрович, вы будете на встрече?" - "Конечно, нет. Не приемлю ультиматумов! Этот Барауля только прикрывается фермерством, а на деле..."

Назавтра я был в кабинете Алексея Горнака.

Горнак - о Барауле

Они виделись накануне. Зайдя в кабинет своего заместителя по экономике, Горнак застал там Бараулю. Строго спросил зама: "Что здесь делает этот человек?" Дескать, если поговорить зашел, то извольте после работы. А если свои проблемы решить, то исполком будет решать их так же, как Барауля - районные проблемы. Тот съязвил: "Председатели приходят и уходят..."

Звучало как оскорбление. Значит он, Горнак, который 4 года пашет без выходных, с 6 утра и дотемна - временщик? А делающий легкие деньги Барауля - хозяин земли? Весной не дал механизатора на посевную. Дали все руководители, кому это предписывал райисполком, а Барауля - нет. Демонстративно!

Посему Горнак настаивает, что никакого конфликта нет. Просто Барауля, ощутив угрозу, наносит упреждающий удар. Подает себя страдальцем за святое крестьянское дело.

"Никакой он не фермер, а, пожалуй, самый крутой коммерсант в районе! - говорит Горнак. - Это человек с непомерными амбициями. Вы видели его дом, офис?.. 40 гектаров земли он забросил, фактически являясь лесопромышленником. И леса покупает больше всех в районе".

Смотрим итоги аукционов... Так и есть: больше всех. Недавно Горнака заинтересовала странная разница в ценах. Схема известная. Для аукциона достаточно двух участников. Один оказывается подставным, "тормозит" на начальной цене. Второй берет партию почти задаром. "Я не утверждаю, что здесь злоупотребления, - говорит Горнак, - но они возможны. Проверим!"

Тут же распорядился: без представителя райисполкома аукционов не проводить! Проверить сделки Бараули. Заодно - кредиты и бюджетные деньги, полученные тем в 1994 - 1995 годах. Тут Барауля, по мнению Горнака, занервничал...

А.Горнак: "Уверен, что найдут нарушения по уплате налогов. Не исключаю, что и деньги отмывались. Если у тебя крестьянское хозяйство, так и работай на земле!" В бизнес вообще и Бараули в частности я не вмешиваюсь! Лишь бы налоги платили и закон не нарушали".

Мне почти все ясно про Бараулю. Рыльце явно в пушку, тот еще фермер. Лепит "пиар", пытаясь использовать газету в корыстных целях. Не выйдет! Любопытно, однако, что скажет...

Барауля - о себе и Горнаке

Местный, из Крупок, в семье 11 детей: крестьянский труд знает с детства. Был первым секретарем райкома комсомола, стал одним из первых фермером. Получил 40 га земли: 11 нормальной, остальная - песок с камнем. 6 лет занимался только зерном - хватало на зарплату, о развитии речи не было. Влез в долги и купил шведскую ленточную пилораму за 6,5 тыс. долларов.

Сейчас у Бараули две базы. В Докудово - промышленная: арочники, "Уралы"-лесовозы, КамАЗы и МАЗы, тракторы, микроавтобусы для перевозки людей. Лес не перепродает - производит шпалы для Белорусской железной дороги. Из отходов - поддоны для кирпича. Заводы кирпичом и рассчитываются: его скопилось на 100 млн. рублей. Хватит на многоквартирный дом в Крупках: есть лицензия, деньги и техника. Не дают строить!

В Гумнах - база фермерская. Построил зерносклад, пробил скважину, провел телефон. Заказал документы на свинарник, будет разбивать сад. Поставил два коттеджа для будущих специалистов. Словом, землю не бросает - пока в нее инвестирует. Перепахивать ради отчета-галочки не хочет.

Так в чем, спрашиваю, проблема? Отвечает: "Мне даже выгоднее свернуться, имея столько техники и недвижимости, а куда людей девать? Руководить - это не привилегии иметь, а за дело, за людей отвечать. А районная власть пошла на все, чтобы меня закрыть". Я прошу конкретнее.

Первое. Горнак якобы устно запретил директору лесхоза продавать фермеру лес. За последнюю неделю прислал десяток проверок: санслужба, финансисты, пожарные, охрана труда, экологи, архитекторы, земотдел... Кредиты Барауля не транжирил, как иные. Потому и уцелел, не обанкротился, как большинство районных фермеров. Проверок не боится, но должна быть мера!

Про дом уже сказано: участок для строительства многоэтажного дома не дают. Хотя в РПО ЖКХ есть проект, но нет ни сил, ни денег. Хотя люди уже по два-три взноса сделали. Барауля берется на треть дешевле построить, без кредитов. Нет! Просит в любом другом месте, по конкурсу... Опять же устное распоряжение: ни сантиметра земли Барауле на давать!

Сельсовет Докудово выделил ему - строго на основе Земельного кодекса - пустырь возле московской трассы. Фактически свалку, за которую сельсовет штрафуют. Хотел бы поставить придорожную гостиницу, магазин и сервисную станцию, еще с полсотни работников трудоустроить. Дорожники дали "добро", а районные службы не дают согласований...

Да, было дело, Барауля не дал на посевную водителя. Поясняет: "Трудовой кодекс признает недействительными местные акты, которые ухудшают положение работника. Я людей 10 лет подбирал, ценю каждого. Спрашиваю: "Пойдешь?" - "Нет! Председатель колхоза сказал, что буду двор подметать". (Тут же пригласили свидетеля, который подтвердил: так и было. - Авт.)

Потребовали с меня 200 тысяч на посевную - тоже не дал! Я знаю, что такое счета райисполкома. Любую помощь окажу, но конкретно колхозу, сельсовету, больнице, школе - деньгами, техникой, чем угодно. Просили на лемеха 300 тысяч - дал.

В районный бюджет я за 4 месяца заплатил более 30 миллионов - вот моя помощь. Не потерплю, чтобы меня выставляли из райисполкома, как пацана из частной лавочки! И вообще, район - это главный уровень торможения, где никто не хочет реформ.

Тогда придется отказаться от финансовой подпитки сверху. Сказал же Президент: "дурницы" больше не будет, надо зарабатывать! А местная власть управлять экономически не может, не хочет и мне не дает. Уйти в другой район? Но я хочу платить налоги здесь, дома, землякам!

Тут я замечаю, что путь разрешения конфликта, вызов на разговор был неудачным, тут любой обидится. Тем более власть.

Сельчане - о Барауле

Разыскивая промбазу фермера, я заехал не в те ворота. Вышел серьезный мужчина, спросил, кто я такой и к кому. Услышав про Бараулю, сказал (клянусь, за язык его не тянул): "Будь все фермеры такими - можно работать! В трудный момент Адамович всегда поможет и топливом, и техникой, и финансами. Понимает наши проблемы". А вы, спрашиваю, кто будете? "Василий Дадыченко, председатель колхоза "Большевик"...

А позже я был свидетелем скандала (на снимке). Местные крестьянки напали на председателя Докудовского сельсовета Валентина Андреенко: когда в домах будет вода? Да, на одной стороне деревни воды нет. Хотя система на балансе колхоза, люди обвиняют его - Андреенко. Бюджета сельсовета хватит только на глубинный насос. А к нему нужно еще 30 метров труб. Обошел водоканал, коммунхоз, все крупские предприятия - есть "сороковка", но нет "пятидесятки".

Буквально сегодня догадался спросить Бараулю... "Нет проблем!" Он и дрова людям бесплатно дает, с доставкой! И вообще ни в чем не отказывает. И дисциплина у него! Нормально работают даже те, за кем грешки водились. Кругом безработица, люди в Минск, а то и в Москву, Питер ездят на заработки, а здесь нормальные деньги и дома.

Да-а... Что же ответит на это теперь уже Горнак? Теперь мне все ясно уже с ним. Небось "старая школа", коммерсантов на дух не выносит, экономику игнорирует. Стоп... А если так же заблуждаюсь насчет Горнака, как недавно насчет Бараули?

Нестандартное предложение

Вижу двоих амбициозных, сильных руководителей. По логике вещей, друг другу необходимых. Один - местный, другой - приезжий, но одинаково переживают за район. Барауле по силам то, что не тянут колхозы, крупские предприятия, иногда и районный бюджет в целом. Оба хотят прозрачности в деле и в отношениях. Почему не находят общего языка?

Вечером, в гостинице, приходят два нестандартных решения. Первое утром предлагаю Горнаку: прослушать с кассеты нашу беседу с Бараулей. Разумеется, с его ведома. Чтобы не вышло, будто подставил. Слова-то звучали резкие: диктатор, мол...

Горнак слушает и... мрачнеет, ожесточается, заводится. А почему господин Барауля?.. А почему он?.. Отвечаю: не знаю. И вношу второе нестандартное предложение. Давайте, Алексей Силивестрович, намеченную экскурсию по району отложим, зато пригласим Бараулю. Считайте меня посредником. Предлагаю забыть обиды и слова. Два деловых человека обсудят общие дела. Таковых я вижу три: лес, многоквартирный дом, придорожный отель...

Вижу, что решение дается с трудом. "Согласен!" - говорит Горнак. Тут же набираю "мобильник" Бараули: "Василий Адамович, мы вас ждем".

Есть контакт!

Поначалу от этого "контакта" разлетаются искры и молнии. Я даже выходил из председательской машины: "Извините, такой разговор слушать неприятно. Хотел иного".

Между делом выясняется, что не только Барауля учится (в Германии, у знакомых фермеров. У них, дескать, чисто земледельческий бизнес на треть, не больше. Остальное - кооперация, сервис, промышленность). Для Горнака это не новость. У него три диплома: сельхозакадемии, аграрного университета и Академии управления. Последний диплом получил по специальности "менеджер внешнеэкономической деятельности". Оказалось, что они прекрасно друг друга понимают. Сходятся даже в том, что амбиции - это, в сущности, хорошо. Чемпионами становятся только амбициозные!

"Организуй я коммерческую структуру, - говорит Горнак, - хватит ума и связей, справлюсь и заработаю не хуже вас, Барауля. Но кому-то надо и район тянуть. Нет кадров! Из двух десятков в семи руководители хозяйств носят приставку "и.о.". "Да, иными можно руководить только командным голосом", - соглашается Барауля.

Мне показалось, что к амбициям и экономическим аргументам Бараули еще бы умение разговаривать с Горнаком... Вслух говорю: "С властью надо дружить. Иногда не грех и прогнуться". Горнак возражает: "Мне не надо, чтобы он прогибался. Сам этого не делаю и другим не советую!"

Мировая

Словом, когда дошло до дела, все три проблемы были решены! Горнак не раз подчеркнул, что их не было с самого начала. Дескать, не надо ставить ультиматумы! "Иные приходят ко мне в 6 утра. Не было случая, чтобы я человека не выслушал. Чтобы не помог или, если не в силах, то хотя бы не посочувствовал. Почему вы, господин Барауля, не пришли, как все?

Не надо пользоваться слухами! Говорите, я приказал не продавать вам лес? Вы можете показать заявку на участие в аукционе, которую отвергли? Разберусь, кто посмел это сделать. Или не было такого случая?.." Вопрос повисает в воздухе. "Говорите, дом не даю строить?.."

Кстати, что Горнак действительно на дух не переносит, так это криминал и махинации. У него даже грубоватая поговорка есть. Дескать, спроси у своей задницы, где она хочет сидеть: в мягком кресле или на твердых нарах? Долго рассказывает о хищениях на плодоовощном (фактически винном) заводе. О вопиющих примерах "землеотвода". Потому-то и убрал бывшего главного районного архитектора. "Пусть скажет спасибо, что по-хорошему, что не передал дело куда следует". Подозревал, что и Барауля замешан.

Речь идет о вставке между двумя готовыми домами. Две стены фактически готовы, треть расходов и впрямь можно сэкономить. Коммунхоз, возможно, вставку еще осилит. "Скажите, Барауля, вы подавали заявку на выделение участка в другом месте? Вам отказали?.." Вопрос опять повисает в воздухе.

"Проверки? Всех проверяют: год наведения порядка! И райисполком проверяли - Комитет госконтроля. Даже "околокриминала" не нашли! Поэтому вас, Барауля, проверяли и будут, обещаю!" "На здоровье! - говорит Барауля. - Я открыт. Возможно, найдете ошибки, но не махинации. Обещаю!"

Конечно, припомнили и злосчастный случай с посевной. Но вот в связи с чем. Крупки никогда не имели хороших показателей. 27 баллов: в иных районах такую землю даже не распахивают. В 1999-м, когда Горнак пришел в район, валовый сбор составил 14,7 тысячи тонн зерна. В прошлом взяли 36 тысяч! Враз на 24 процента увеличили общее производство, зерна - на 33 процента.

Так вот, в прошлом году Горнак (говоря о районе, я подчеркиваю: Горнак) первым в области закончил посевную. Впервые за всю историю Крупского района! Заело самолюбие: мы что, глупее всех? Еще осенью все руководители предприятий знали, какую технику и сколько механизаторов должны дать на посевную. Надо было 27 тракторов, каждый с плугом или культиватором. Почему не дал один Барауля?

"На лесопилке легче, чем на земле! - сетует председатель. - Но чисто по-человечески, Адамович, ты должен был тракториста мне дать". Я же думаю, что если бы Барауля слышал этот страстный монолог (о плохой земле, иждивенцах-руководителях, о самолюбии и гордости...), то дал бы, конечно, механизатора. Хотя бы для спокойствия Горнака.

Под конец Барауля "достает" заготовку: "Значит так, Алексей Силивестрович... Сегодня я собираю людей и говорю: не надо искать новое место работы. Я по молодости неверно понял Горнака, признаю. Компромиссы найдены, проблемы решены. Мы сворачиваем дела в Борисове, где собирались строить дом, и будем строить его в Крупках! Я могу так сказать?"

Он делает три попытки (возможно, мешает шум мотора), прежде чем Горнак дает утвердительный ответ.

Послесловие

Так случилось, что я дважды писал о районных проблемах и обе статьи - "Холодные Замки" и "Письма из деревни" - были критическими. Как-то не выходило встретиться с районным головой: впечатление, признаться, складывалось не лучшее. Я тоже рад, что оно изменилось радикально. Конечно, наивно думать, что даже между Горнаком и Бараулей решены все проблемы. Пока продолжается жизнь, они будут возникать.

Но в этот раз, прощаясь, я внутренне ликовал: Горнак и Барауля продолжали разговор без меня. Я так торопился оставить их наедине, что забыл в машине председателя две подаренные им вещи. Районную "Книгу памяти" и поэтический сборник, изданный при содействии райисполкома. Это стихи авторов, связанных так или иначе с Крупским районом. Одно стихотворение, кстати, принадлежит Михаилу Барауле, родному брату фермера, директору школы. Называется "Молитва о Беларуси".

Значит, есть повод вернуться. Сказать, например, о спиртзаводе в Бобре, который вот-вот запустят: 6 тонн спирта в сутки плюс барда! О профессиональном грузинском виноделе Тамазе Горгадзе, без которого это было невозможно (прежде местные подозревали в нем чуть ли не мафиози). Помимо денег в бюджет и рабочих мест завода, обещает (а Горнак практически гарантирует!) 35-процентный прирост животноводства в районе.

Вернемся, думаю, через полгода.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter