Корова будет не нужна? Исконно крестьянскому труду на селе появилась альтернатива

Пять лет назад Регина Сирусене была обычной, обремененной нелегкими деревенскими хлопотами хозяйкой одного из множества литовских хуторов.
Пять лет назад Регина Сирусене была обычной, обремененной нелегкими деревенскими хлопотами хозяйкой одного из множества литовских хуторов. Сегодня она - преуспевающий предприниматель, известный в своей стране и за ее пределами общественный деятель. А началось с того, что в один прекрасный день Регина Сирусене приняла нелегкое для сельского жителя решение: "Коровы мне больше не нужны..." Но почему? С этого вопроса началась наша беседа с кандидатом социальных наук, консультантом по народным ремеслам Литовской сельской палаты, президентом ассоциации сельского туризма Литвы Региной СИРУСЕНЕ.

- Действительно, - говорит Регина, - сельский труженик не мыслит своего существования без огорода и коровы-кормилицы. Поэтому мне было трудно принять решение, идущее вразрез со старинными представлениями о достатке. Помог... калькулятор. Подсчитала, что мне требуется ровно полтора года для того, чтобы выкормить бычка, которого я смогу продать за 250 долларов. В то же время в селе можно заработать эти деньги всего за неделю - открыв свой дом для приема иностранных туристов. После этих подсчетов я с легкостью продала весь рогатый скот, чтобы больше уже не возвращаться к тому, что принято считать исконным крестьянским занятием. Так же поступили хозяева десятков других хуторов по всей Литве, объединившись затем в ассоциацию сельского туризма. Просто мы обнаружили, что спрос на нашу сельскохозяйственную продукцию гораздо ниже, чем спрос в Европе на экологически безупречный отдых в сельской местности. Именно предоставление возможностей для такого отдыха и стало главным занятием сотен сельских жителей Литвы.

- А как государство отнеслось к этой затее?

- Поначалу нас не принимали всерьез. В итоге литовский сельский туризм как явление признали сначала в Западной Европе, а уж потом - на родине. Жители Германии, Голландии, Франции, Швеции и других стран начали активно приезжать на отдых в Литву: их привлекали нетронутая природа, проживание в настоящих крестьянских домах, экологически чистое питание, сравнительно низкие цены. Наши власти некоторое время наблюдали за этим процессом, постепенно осознавая его несомненные плюсы. Во-первых, вместе с иностранными туристами в страну шла валюта; во-вторых, село перестало требовать у государства бесконечные дотации, найдя возможность обеспечивать себя самостоятельно. В-третьих, в стране оставались деньги, которые раньше вывозились из Литвы горожанами, ищущими отдыха за рубежом. Теперь многие литовцы с удовольствием отдыхают на лоне природы в своем государстве. Наконец, сельский туризм не только обеспечивал новые рабочие места, но и помогал реализовывать продукты питания и изделия народных промыслов, которые было бы немыслимо трудно вывезти на внешние рынки. А тут не требовалось никакого экспорта - западный потребитель сам приезжал к нам. Кроме того, изменился даже внешний облик литовских сел и хуторов - их жители благоустроили свои жилища, придали окрестным лесам и озерам живописность настоящего буколического пейзажа. А это работает и на престиж государства - Литва становится известна в Европе как популярная страна сельского отдыха. В конце концов, оценив эти выгоды, государство принялось всячески способствовать развитию сельского туризма.

- В чем выражается эта помощь?

- Прежде всего - в создании правовой основы для нашей деятельности. В литовском законе "О туризме" появилась отдельная глава о сельском туризме, регулирующая все стороны организации этого вида отдыха. Введена классификация и сертификация сельских "гостиниц". Сельским жителям, решившим заняться организацией туризма, бесплатно выдается патент на эту деятельность. На первые пять лет такой предприниматель освобождается от всех налогов. Более того, государство финансирует издание каталогов, рекламирующих туристические возможности сельской Литвы. А уже наша ассоциация заботится о том, чтобы бывшие земледельцы и скотоводы умели принимать туристов на действительно высоком уровне.

- Но не кажется ли вам, что повальное увлечение туризмом способно изжить традиционные сельские производства? Не получится ли, что вместо дойки коров и выращивания птицы все жители деревень займутся приемом гостей?

- Наоборот, сельский туризм способствует расцвету традиционных занятий. В Литве получилось так: если один сельский дом оборудуется для приема гостей, то две другие усадьбы заняты снабжением этих туристов, продавая им мед, молоко, мясо и другую продукцию. Еще кто-то предоставляет лошадей для верховых прогулок, а кто-то - лодку для рыбной ловли. В итоге прибыль получают как туристические хозяйства, так и те, кто остался верен обычному сельскому укладу.

- А как вы оцениваете возможности развития сельского туризма в Беларуси?

- Весьма высоко. Я побывала в этнографической усадьбе Дудутки под Минском и могу сказать, что там все сделано на очень профессиональном уровне. Если бы в Беларуси появились сотни Дудуток, то от иностранцев не было бы отбоя. Пока же белорусы, желающие отдохнуть в сельской местности, семьями приезжают в Литву. Для нас это довольно странно - ведь Беларусь обладает куда большими возможностями для организации сельского туризма, чем наша маленькая страна.

P.S. Возможно, в ближайшем будущем положение с сельским туризмом в Беларуси изменится. Регина Сирусене встретилась в Министерстве спорта и туризма с руководителями белорусской туристической отрасли, которые живо заинтересовались опытом соседей и договорились о сотрудничестве с литовской ассоциацией сельского туризма.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter