В театральной среде Александра Домогарова считают «костюмным» артистом на роли людей чести, достоинства, романтиков

Король! Прислушайся к шуту

Недавно на телевидении в программе ОНТ закончился показ сериала о Рихарде Зорге. Это не первый сериал о талантливом разведчике, советском резиденте в Японии. Сегодня он интересен тем, что Зорге играет народный артист России Александр Домогаров. Как утверждают специалисты, актер очень похож на настоящего Зорге. О своем особом интересе к этому материалу рассказал сам Домогаров в документальном фильме «Подвиг разведчика». А мы попробуем рассказать об интересе к Александру Юрьевичу Домогарову.

yandex.by

Не верьте слухам

Массовый зритель знает Домогарова исключительно как актера кино и телевидения. Видный красавец, любимец женщин, он покоряет своей романтической внешностью. Безусловно, вызывает огромный интерес его личная жизнь. Но здесь граница на замке. Домогаров всегда отказывается от интервью. Его жизнь вне кино и театра обрастает домыслами и слухами. Известны трагические потери и пристрастие артиста к типично русской болезни. Все разговоры об этом Александра Юрьевича очень раздражают, а учитывая его яркий актерский темперамент, провоцируют на взрывы. Так, однажды поклонницы и журналисты осаждали его подмосковный особняк, желая узнать какие-то скандальные подробности. Это плохо закончилось для него и для любознательных. Появились негативные материалы в прессе, которые вызвали в Домогарове еще большее неприятие всякого общения с работниками пера. С другой стороны, через какое-то время ему предложили публичное общение с народом через телевидение. Он появился в программе «Линия жизни» на канале «Культура», а позже был снят документальный фильм «Александр Домогаров. Исповедь одинокого мужчины». Телеэкран помог узнать ответы на многие вопросы из первых уст. Мы увидели умного, начитанного, достаточно откровенного человека, поющего и хорошо читающего стихи. Вот его любимые строки поэта Николая Гумилева, которые он считает отражающими его собственную человеческую личность:

И если я волей себе покоряю людей,

И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,

И если я ведаю тайны — поэт, чародей,

Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье…

Он никогда не ходит на шоу и не участвует в светской жизни. Особый интерес артиста к работе над образом Зорге объясняется определенным сходством личностей: яркая судьба, одиночество, популярность у женщин, невозможность устроить закрытую частную жизнь, вера в идеалы, стремление сохранить свою творческую позицию. Любопытные могут посмотреть и услышать это в названном телематериале.

Бесстрашный автогонщик

С детских лет Александр Домогаров пристрастился к автотехнике. Сначала был велосипед, потом мотоцикл, автомобили. Он сменил множество автомарок. Предпочтений не озвучивает.

В роли ГАЕВА в «Вишневом саде».
m24.ru

В сериале о Зорге он мастерски гоняет на мотоцикле, лавируя среди машин и трамваев на узких улицах Токио. Обычно возникает вопрос: есть ли у исполнителя дублер? Домогаров в гонках не признает дублеров. Это актерское качество возникло давно. Когда режиссер Светлана Дружинина пригласила его играть в фильме «Гардемарины», она поставила вопрос четко: может ли его герой с прекрасной офицерской выправкой скакать на лошади? Трудно сыграть лихость и бесстрашие, если передоверишься дублеру. Сомнений у Домогарова не возникло. Все сам. Любые авантюрные приключения на сцене и в кино так соответствуют желанию реализовать в художественном образе свою личную позицию. И личное неприятие уродства и страха. Его Зорге в чем-то сродни его любимому театральному герою Сирано де Бержераку. Безграничные смелость и лихость, которые заканчиваются преждевременной смертью.

Не боится показаться старомодным

Нашей белорусской публике театральные работы Александра Домогарова практически неизвестны. Между тем сам он считает себя артистом театра больше, чем артистом кино. Как он однажды заявил, театр — как лакмусовая бумажка для тех, кто посвятил себя актерской профессии. Именно театр выявляет: талантлив ты или нет.

Домогаров — москвич. Он закончил Щепкинское училище при Малом театре, и, естественно, его сразу же определили на работу в «Дом Островского», как называют Малый театр. Проработал он там всего год, успев поиграть в пьесах Островского, Эрдмана, Достоевского. Это означает, что прикоснулся к классике.

Вообще, в ролях наших современников Домогаров практически незаметен, если не считать военных и следователей в телесериалах. Признается, что театр для него — небо, кино — земля. В театральной среде его считают «костюмным» артистом на роли людей чести, достоинства, романтиков.

Когда его пригласил знаменитый польский режиссер Ежи Гофман в свой фильм «Огнем и мечом», все средства массовой информации пестрели красочными фотографиями Домогарова в роли казацкого полковника. В этого неземного красавца влюбились все женщины Польши и долго баловали актера письмами с признаниями в любви. Актер выучил польский язык и сыграл Макбета в краковском театре. Вернулся в Москву и с 1995 года стал служить в театре имени Моссовета. Там ему доставались роли в хороших классических пьесах, иногда даже приходилось исполнять сложные вокальные партии. Понадобилась и пластика, когда играл великого русского артиста балета и хореографа Нижинского, который жил в прошлом веке. Казалось, актеру все было мало, хотя в его репертуаре появлялись известные исторические личности, например Константин Симонов.

Уже более двадцати лет Домогаров играет в антрепризе. Именно в антрепризных спектаклях его может увидеть белорусская публика, так как артист часто приезжает в Минск. Особенно в прошлом году, когда снимался в фильме Дмитрия Астрахана «Жизнь после жизни».

Прикосновение к Чехову

Мне посчастливилось видеть Домогарова в Москве в чеховском репертуаре. Хоть Андрей Кончаловский не снимал его в кино, но сразу же определил на главные роли в театре. Предложил Астрова в «Дяде Ване», Гаева в «Вишневом саде», Вершинина в «Трех сестрах».

В роли АСТРОВА в «Дяде Ване».
LISTIM.COM

Побывать в мире Чехова Домогаров мечтал давно. Этот писатель захватывает глубоко. Когда сделаешь что-то серьезное, думаешь — а что дальше?

В колоде ролей Домогарова исключительно тузы. Доктор Астров, харизматичная провинциальная фигура, любимец женщин, в «Дяде Ване», и Вершинин, философствующий о русском человеке, который с женой и детьми замучился, — эти роли были ожидаемы. Спектакли Андрона Кончаловского были о том, что от чеховских интеллигентов в нашей реальной жизни остались лишь воспоминания. И больше ничего.

Когда Домогарова назначили на роль Гаева в «Вишневом саде», он даже поначалу обиделся. Красавцу далеко до пенсионного возраста пришлось играть нелепого старика-неудачника. По пьесе Гаев — большой ребенок, расслабленный, проблемный, которого все вроде бы опекают, но он никому не интересен. Бестолковщина жизни, печальные воспоминания, глупые ссоры. Актеру только исполнился полтинник, и чертовски не хотелось окунаться в мир бесперспективной старости. Он был в тот момент полон бешеной энергетики, много пел, и его даже называли рок-музыкантом.

Все решил случай. Точнее, экскурсия в Любимовку, городок, что находится в 30 километрах от Москвы. Тогда-то он и узнал, что Любимовка — это родовое поместье знаменитого Константина Сергеевича Станиславского, реформатора русского театра. Там Антон Павлович Чехов прожил счастливое лето и написал «Вишневый сад». Чехов был в центре внимания, много рассказывал, шутил. «От такой хорошей жизни сделаюсь, пожалуй, оптимистическим автором и напишу жизненную пьесу», — говорил он. В письмах Чеховых нередко упоминается, что они ели белые грибы, собранные прямо на территории дачи, уху из водившихся в Клязьме щук, плотвы, ершей и окуней, мятные лепешки, деревенское молоко, а также печенье, сливки, малину, кофейное мороженое.

Со времени написания на местном материале пьесы «Вишневый сад» Любимовка сильно изменилась, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Измельчала и обезрыбела Клязьма, а ее берега, некогда радовавшие Чехова, основательно замусорены и старыми, и новыми любимовцами. Привычный любимовский пейзаж сегодня — глухие стены многоуровневых коттеджей, высоченные заборы сплошного заполнения с колючей проволокой поверху и вездесущие рекламные щиты.

В самой бывшей усадьбе Станиславских утрачено главное — дом, принимавший в своих теплых стенах многих выдающихся деятелей отечественной культуры, и двухэтажный флигель, в котором жили как дачники Антон Павлович Чехов и его жена.

Любимовка стала Мемориальным культурным центром К.С. Станиславского, местом проведения семинаров современной драматургии, международных фестивалей имени А.П. Чехова, фестивалей молодой драматургии и еще многих других продюсерских театральных проектов. Здесь посадили вишневый сад, ставший несравненно больше, чем театральная история. Назвали «сад души».

Александр Юрьевич Домогаров сильно впечатлился, окунувшись в великую эпоху русского театра. Его партнершей в «Вишневом саде» была Юлия Высоцкая, жена Кончаловского (и, между прочим, выпускница нашего театрального института). Она кое-что подсказала. Домогаров блестяще сыграл Гаева. В знаменитом монологе «Многоуважаемый шкаф» его герой издевается над своей несложившейся жизнью, признаваясь в своей бездарности. Не с кем даже пооткровенничать. Говорит правду шкафу. Так рождается трагикомедия маленьких людей, неисправимых чеховских говорунов.

Что дальше?

Домогаров много раз в кино играл журналистов, следователей, разного рода начальников. В театре старался высказаться о таких важных проблемах, как дом, семья, столкновение красоты и пользы. Он далеко не однозначно относится к современному взгляду на уничтожение вишневых садов: «Жаль уничтожать их, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого».

Подумалось, какую бы роль смог сегодня сыграть Домогаров? Я бы предложила актеру роль Фауста.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter