Король альта

Юрий Башмет ответил на вопросы журналистов

4 октября гала–представлением «Вечер Кармен» на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета открылся IV Международный фестиваль Юрия Башмета. За несколько часов до этого народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», руководитель, дирижер и солист камерного ансамбля «Солисты Москвы» Юрий Башмет выступил с импровизированной лекцией перед студентами Белорусской государственной академии музыки и ответил на вопросы журналистов. Юрий Абрамович предстал перед белорусской публикой, как всегда, в черном, но в прекрасном расположении духа...


— Как вы считаете, что было наиболее новаторским в программе предыдущего, третьего фестиваля?


— Непривычное для нас смешение жанров: мы выступали с Игорем Бутманом и группой «Браво», которая как раз в это время стала юбиляром — отмечала свое 25–летие. Для одного из концертов Ассоциация Страдивари привезла в Минск знаменитые скрипки, которым более 300 лет. Очень большая удача услышать, как они звучат, а тем более сыграть на них. Такая возможность была предоставлена молодым музыкантам. Открытия были на каждом фестивале. На втором — выступление знаменитых мастеров: скрипача Гидона Кремера со своим коллективом «Кремерата Балтика», Виктора Третьякова, Василия Лобанова... Это крупнейшие музыканты современности. Белорусскими композиторами специально для фестивалей были написаны новые произведения, состоялись их премьеры. Это, несомненно, вызвало интерес. В этом году премьер белорусских композиторов в программе, к сожалению, нет. Поэтому, думаю, для следующего фестиваля целесообразно объявить специальный конкурс на белорусское произведение, написанное специально для нашего праздника.


— Что для вас главное на нынешнем фестивале?


— Я уже говорил об этом, но считаю необходимым повторить: конечно же, открытие Молодежной академии СНГ. Первой на постсоветском пространстве. В ней, кстати, 5 белорусских участников. И то, что у нас есть поддержка на самом высоком уровне в Беларуси, — это колоссальный знак доверия. Я думаю, все способы хороши сегодня в популяризации классической музыки, приобщении к ней молодежи. Уже сейчас нужно думать о ее завтрашнем дне. Поздно брать инструмент в 18 лет. Начинать нужно как можно раньше.


— Хотелось бы спросить вас об истории, о легендарном прошлом. С кем из музыкантов старшего поколения вам приходилось играть?


— Со Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем, Исааком Стерном, Геннадием Рождественским... Они были не только великими музыкантами, но и великими личностями. Вспоминаю, всего лишь однажды видел Мстислава Ростроповича в плохом настроении: когда ему не продлили контракт после 17 лет работы главным дирижером в Вашингтонском симфоническом оркестре. Тогда он сказал: «Юра, оркестры приходят и уходят, а инструмент всегда остается с тобой. Главное — игра. У меня — виолончель, у тебя — альт. Не забывай об этом».


— Юрий Абрамович, фестиваль уже в четвертый раз проходит в Минске...


— Да, фестивалю здесь комфортно. Есть в этом городе какая–то надежность. Я чувствую силу, которая нас поддерживает. Вижу, фестиваль нужен публике, музыкантам, молодежи. Это самое главное.


Ирина МОРИХ, музыковед, Валентин ПЕПЕЛЯЕВ, «СБ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter