Кормить не только себя

Одобрена Концепция единой аграрной политики

Одобрена Концепция единой аграрной политики


ДВУХЛЕТНЯЯ совместная работа ученых–аграриев России и Беларуси закончилась закономерным результатом. Под занавес 2010 года Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси и Министерство сельского хозяйства России на совместном заседании своих коллегий в Москве одобрили Концепцию единой аграрной политики. Этот документ будет вынесен на утверждение Совета Министров Союзного государства. Таким образом, рынок сельскохозяйственной продукции в Союзном государстве становится более предсказуемым и насыщенным, активизируется взаимная торговля, новый стимул к развитию получают сельские территории.


Напомним, впервые задача разработки Концепции единой аграрной политики была поставлена в декабре 2008 года на совместном заседании коллегий двух аграрных ведомств в Минске.


За ее выполнение взялись ученые Всероссийского института экономики сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук и Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси. Через год основные направления документа, предусматривающего формирование общего аграрного рынка Союзного государства, единых ветеринарных, фитосанитарных, санитарно–гигиенических требований в сфере производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, инновационное сотрудничество, в целом были одобрены. Разногласия возникли лишь по некоторым позициям — в частности, по уровню государственной поддержки сельхозпроизводителей двух государств, а также по применению ежегодных прогнозных балансов спроса и предложения во взаимной торговле, сформированных на несколько лет по мясу, молоку и сахару. Но в минувшем году по проблемным вопросам обе стороны достигли понимания.


Прежде было принято считать, что более высокий уровень дотаций сельского хозяйства в Беларуси позволяет иметь одностороннее преимущество на рынках России. Если в Беларуси он в разные годы составлял 20–25 процентов от стоимости валовой продукции, то в России — около 10.


Однако, по словам заведующей сектора внешнеэкономических отношений Института системных исследований в АПК Академии наук Беларуси Лидии Байгот, в минувшем году остроту вопроса удалось снять за счет того, что понятие государственной поддержки в процессе переговоров разделили на две части. Одна часть — дотации, которые непосредственно помогают производителю: финансы, выделяемые государством на удешевление семян, минеральных удобрений, топлива, льготные проценты по кредитам и т.д. И вторая — денежная поддержка, которая напрямую не влияет на производство сельхозпродукции. Это, например, вложения в науку, обустройство дорог, племенное дело, карантинные и другие мероприятия. После такого разделения оказалось, что господдержка АПК в Беларуси, удешевляющая производство продукции, не превысит 10 процентов. Пока она, правда, остается несколько выше, чем в России. Но в течение 6 лет этот уровень поэтапно будет снижаться. Министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Михаил Русый особо отмечает поддержку Минсельхоза России в этом вопросе. Со своей стороны российский министр сельского хозяйства Елена Скрынник заметила, что с достижением этих договоренностей автоматически снимаются вопросы по ценовым диспаритетам при поставках продукции на рынки двух государств. Например по молочной продукции.


Кстати, этот же уровень господдержки зафиксирован и в соглашении, подписанном при ратификации документов Единого экономического пространства на территории Таможенного союза.


Сняты разногласия России и Беларуси и по применению ежегодных прогнозных балансов спроса и предложения во взаимной торговле. В последние годы зачастую они играли своего рода роль квот по чувствительным для Беларуси экспортным товарам. Концепция единой аграрной политики предусматривает гибкость в применении балансов: они могут корректироваться исходя из повседневных реалий. Правильность такого подхода подтвердил прошлый год, когда из–за небывалой засухи в России вырос спрос на продовольствие. И Беларусь поставляла картофель, овощи, молоко и мясо без ограничений. Кстати, на совместном заседании коллегий Минсельхозпрод Беларуси и Минсельхоз России согласовали объемы взаимных поставок сахара, молочной и мясной продукции на этот год. По словам Елены Скрынник, из Беларуси в Россию планируется поставить 3,6 миллиона тонн молока и молочных продуктов, 210 тысяч тонн мяса и мясопродуктов, 200 тысяч тонн сахара. Из России в Беларусь аналогичные поставки составят соответственно 40 тысяч тонн молока, 1,5 тысячи тонн мяса.


Как считает Михаил Русый, с принятием концепции единой аграрной политики выстроена логистическая цепь по созданию межгосударственной кооперации.


Но это — документ о намерениях. Поэтому следующим шагом станет составление поэтапного плана мероприятий по реализации этой концепции. По мнению вице–президента Российской академии сельскохозяйственных наук Ивана Ушачева, одним из основных направлений должна стать разработка единой системы мониторинга обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства. Кроме того, необходимо усовершенствовать механизм закупок продовольствия в госрезерв.


— Уже в ближайшее время надо перейти к взаимным поставкам в эти фонды, а в дальнейшем рассмотреть возможность создания совместных резервных фондов Союзного государства по наиболее важным видам продовольствия, — подчеркнул ученый.


Он также считает, что для совершенствования механизма ценового регулирования и стабилизации аграрного рынка необходимо сформировать союзный фонд поддержки сельского хозяйства и регулирования аграрных рынков с возможностью проведения межгосударственных закупочных и товарных интервенций.


Все это будет способствовать скорейшему созданию общего аграрного рынка. Формировать его предполагается поэтапно путем применения основных принципов Таможенного союза и Единого экономического пространства.


МИНСК — МОСКВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter