Коридор возможностей

"Год назад мою семью постигло огромное несчастье: в автокатастрофе погиб муж, а 5-летний сынишка оказался прикованным к инвалидной коляске.
"Год назад мою семью постигло огромное несчастье:

в автокатастрофе погиб муж, а 5-летний сынишка оказался прикованным к инвалидной коляске. В будущем году сын должен идти в школу, но едва ли к тому времени он сможет передвигаться без помощи коляски. Как же мне быть? Ведь я сама не смогу дать ребенку полноценное образование. Я, конечно, не теряю надежды на полное выздоровление своего малыша и хочу, чтобы он вошел (ох, как много значит для меня это слово!) во взрослую жизнь подготовленным и образованным человеком. Но если ему придется еще не один год провести в инвалидной коляске, как дать ему образование?"

Эта исповедь записана мной со слов моей попутчицы Жанны Березниковой из Молодечненского района в электричке Минск - Молодечно. Признаться, тогда я не знала, что посоветовать несчастной женщине. Потом часто прокручивала в голове картинки из своей школьной жизни - пыталась вспомнить первоклашку или старшеклассника в инвалидной коляске. Не вспомнила.

Как же учатся дети с ограниченными возможностями?

По данным Министерства образования, на начало текущего учебного года в стране насчитывалось около 119 тысяч мальчиков и девочек школьного возраста (5,3 процента от общего количества школьников) с различными особенностями развития. То есть тех, для кого посещение обычного образовательного учреждения сопряжено с определенными трудностями. В первую очередь это дети, с нарушениями зрения, слуха, речи, болезнями соматического происхождения, особенностями психофизического развития.

Для незрячих и неслышащих ребят проблема получения образования не столь острая - для них есть десятки специализированных учебных заведений. Дети с особенностями психофизического развития, не определенные родителями в спецшколы и дома-интернаты, до недавних пор нигде не учились - из-за равнодушия родителей либо из-за навешенного им ярлыка "необучаемый ребенок". Особой категорией значились "невыездные" школьники, в том числе и "колясочники". Они нередко не учились из-за отсутствия элементарных условий: подъездных путей, пандусов, перил, спецлифтов, оборудованных мест в учебном классе. Тем не менее среди последней категории потенциальных школьников практически никогда не было тех, перед кем двери в мир знаний так и оставались закрытыми. В первую очередь благодаря так называемому надомному обучению.

- Этот вид образования существует уже не один десяток лет и постоянно востребован, - комментирует ситуацию начальник управления специального образования Министерства образования Алла Коноплева. - Есть перечень заболеваний (например, онкологических, психических, связанных с нарушением работы опорно-двигательного аппарата), из-за которых ребята не только не могут посещать обычные или специальные учебные заведения, но и вовсе ограничены в своих передвижениях. Детям с заболеваниями, включенными в данный перечень, и предоставляются услуги приходящих учителей.

В этом году курс общеобразовательной школы на дому проходит 2.551 человек (большинство из них, кстати, инвалиды-"колясочники"). Естественно, что к таким детям применяется щадящая форма обучения, т.е. время "уроков" сокращено, занятия проводятся 3 - 4 раза в неделю, комплектами учебников ребят снабжает школа и главное - у них нет никаких экзаменов и зачетов. Зато все остальное, как и у других школьников, - дневники и отметки, фамилия в классном журнале, четверти и каникулы, аттестат о базовом или среднем образовании государственного образца.

На протяжении последних 5 лет в системе образования страны происходят определенные позитивные перемены, затрагивающие непосредственно интересы школьников с ограниченными возможностями. Для них создан и действует 101 центр коррекционного развивающего обучения и реабилитации. Смысл создания подобных специальных учреждений, считает Алла Коноплева, не в том, чтобы строго разграничить детей по категориям их умственного и физического развития, а наоборот, сблизить, объединить. Что примечательно, центры предполагают непосредственное участие в образовательном процессе не только высококлассных специалистов, но и родителей. Это во многом обусловлено тем, что особое внимание на занятиях придается не столько формированию у ребенка знаний, умений и навыков, сколько его личностному развитию, воспитанию духовности, нравственности.

- Такие центры есть и в Минске, и в Молодечно, и в Борисове, и в Жодино. В скором будущем мы планируем открыть их в каждом районе республики, - говорит Алла Коноплева. - Это необходимо прежде всего для того, чтобы дать возможность каждому ребенку получить образование, почувствовать себя полноценным школьником.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter