Корабел Бруцкий

Чтобы познать человека, надо его жизнь прожить с чистого листа...

Чтобы познать человека, надо его жизнь прожить с чистого листа. Ощутить давнее, как сегодняшний день. И поверить первому впечатлению. Но чем оно ярче, тем пристальнее, тем взыскательнее вглядываешься в своего героя...


Виктор Павлович Бруцкий 30 лет (половину своей жизни) стоит у штурвала Пинского судостроительно–судоремонтного завода. Факт сам по себе примечательный. В директорском корпусе нашей страны найдется не много личностей с таким стажем руководства. Но речь не только и не столько о руководящем долголетии. Пинский судостроительно–судоремонтный — единственный в нашем государстве завод, где рождаются речные суда. А ведь это дело было налажено и в Гомеле, и в Бобруйске, и в Речице. Было, да сплыло. Здесь же сумели сберечь уникальные кадры и сохранили производство, которое, по сути, было обречено на гибель. Завод спасло не экономическое чудо. Личность определила его судьбу...


Этот залитый солнцем мир без речки детства был бы не таким счастливым. Как же любили свою Горынь пацаны из деревни Белоуша! (Теперь деревня слилась с городом Столином.) Они ликовали, когда по реке шел теплоход. Красивый, белый, словно вестник большой, неведомой им жизни. «А ведь эту красоту сотворили люди», — восхищался Витя Бруцкий. И что–то сладко щемило в груди...


Однажды к отцу зашел его старый друг. Он жил в Украине, но потянуло в родные края повидаться с земляками. После того как хозяин и гость хорошенько приняли на грудь, вспомнили свою молодость, отец стал расспрашивать друга о его семье и житье–бытье. Гость не без гордости рассказал, что старший сын учится в Николаевском кораблестроительном институте. Оказывается, есть институт, где учат, как строить корабли! «Вот туда и буду поступать», — твердо решил Виктор.


Отец Виктора Павел Викторович был грамотным человеком. Знал в совершенстве польский и немецкий языки. А мама Екатерина Матвеевна не умела расписаться... К учебе детей у родителей было на редкость уважительное отношение. Чтобы кто–то из–за домашних дел пропустил уроки — такого просто быть не могло. Братья Бруцкие учились на совесть. И сбылась мечта родителей: все получат высшее образование. Старший, Анатолий, окончив Белгосуниверситет, станет журналистом. Младший, Андрей, выучится на инженера–строителя.


Лето 1968 года. На маленькой станции Горынь жизнь текла от поезда к поезду. А ходили они редко. Зато в нужном для Виктора Бруцкого направлении. Аж до самого Киева. На душе и легко, и немного тревожно. Как–никак это его первый выход в большой мир. Отец купил билет и проводил Виктора до вагона. Крепко обнял на прощание: «Удачи тебе, сынок. Главное — поступи. Об остальном не думай. Помогаем Толику, поможем и тебе...»


Киев, Одесса и наконец Николаев. А попасть туда мог далеко не каждый желающий. Без разрешения на въезд билет до Николаева не купишь. На Черноморском судостроительном заводе создавались авианосцы (такие, как «Минск», «Киев»), научные суда («Академик Сергей Королев»). Вся жизнь завода, естественно, была под плотной завесой секретности. Экзамены Виктор сдал с хорошим запасом для проходных баллов. Но случилось так, что тем летом в институт поступало больше, чем обычно, ребят после службы в ВМФ. А у военморов перед выпускниками школ были законные преимущества. Вот и предложили абитуриентам, успешно сдавшим экзамены, учиться на вечернем отделении. А через год можно будет перевестись на дневное обучение.


Когда Виктор Бруцкий впервые ступил на палубу крейсера, он почувствовал в душе ликование. Как в далеком детстве при виде теплохода на Горыни. Правда, по сравнению с крейсером речной теплоход выглядел детской игрушкой. Но и то маленькое судно, и этот крейсер–гигант создавались умом и руками корабелов. А теперь к этому великому делу будет причастен и он.


Бригада слесарей, куда Виктора определили учеником, состояла из 15 человек. На фоне пятидесятитысячного коллектива это, конечно же, капля. Но все великое начинается с капли... Определили Виктору наставника: Запорожца Николая Ивановича. Мудрого и добрейшего человека. Видя, с каким усердием парень с Полесья относится к работе и учебе, Николай Иванович нередко в выходные приглашал его к себе домой. Чтобы сменить обстановку. Накормить вкусной едой. Согреть домашним теплом...


Через несколько месяцев Виктору присвоят первый разряд (со временем он дорастет и до четвертого). Чтобы днем вкалывать, а по вечерам учиться, надо было выкладываться на все сто. Тем не менее на дневное отделение Виктор не стал переводиться. Жизнь рабочего надо познавать изнутри. А этому никакой институт не научит... Шесть лет пролетели, как шесть верстовых столбов за окном экспресса. Диплом корабела в кармане. С работой полная ясность. Пора выходить на очередной виток жизни: создавать семью. И для этого, казалось, есть все предпосылки. Однако невеста Варвара, односельчанка Виктора, променять Полесье на красоты юга наотрез отказалась. И встал Виктор перед выбором: любимая девушка или любимая работа? Какие тут сомнения?! Конечно, девушка. Отец дал Виктору дельный совет: «Сынок, а ты съезди в Пинск. Там ведь тоже строят суда. Масштаб не тот, что в Николаеве, но все–таки...»


Виктор Бруцкий зашел в кабинет главного инженера завода. Предъявил диплом, рассказал о работе на Черноморском судостроительном. И с ходу был принят на должность инженера–конструктора. А через некоторое время его назначат начальником технического отдела.


История завода настолько уникальна, что, пожалуй, подобной не существует во всем мире. Дело в том, что пароходостроительный завод в Пинске в 1885 году основала... женщина. Графиня Юлия Петровна О’Бриен–де–Ласси. Что подвигло графиню заняться предпринимательской деятельностью, история умалчивает. Но несомненно, что эта удивительная женщина обладала талантом хозяйственной стратегии. Ее экономический эксперимент завершился полным успехом.


...Жизнь кипела и на заводе, и в Пинском порту, где было приписано 60 буксиров. Каждый год со стапелей завода спускались на воду по 10 — 12 судов. Это были и буксиры–толкачи, и несамоходные баржи. Их еще называли рудовозами. В те годы весь речной флот работал на доставку руды из Запорожья в Восточную Германию. Потому и стали баржи рудовозами. Это был их основной груз.


Виктор Бруцкий вошел в эту жизнь, словно корабль в надежную гавань. Рабочая биография и знания, полученные в знаменитом кораблестроительном институте, сделали его своим среди своих. Вскоре на молодого сильного специалиста, умеющего отдавать себя людям и делу, обратили внимание в горкоме партии. Предложили поработать инструктором промышленно–транспортного отдела. Карьера для Виктора Павловича не была самоцелью. Ни на заводе, ни тем более в партийном аппарате. Но чутье подсказывало ему, что от предложения отказываться не стоит. Он получит выход на всех директоров промышленных предприятий. Сможет изучить их методы руководства. Да и себя показать не будет лишним. Во всяком случае, когда в январе 1983 года его назначат директором Пинского ордена Знак Почета судостроительно–судоремонтного завода, никому в городе не надо было объяснять, кто такой Виктор Павлович Бруцкий. Его знали все.


А жизнь завода во главе с 32–летним директором катила между тем по наезженной колее. Строились новые и ремонтировались старые суда. И все так же неспешно по речному пути двигались рудовозы. Сегодня было, как и вчера. А что будет завтра — никому не дано знать...


В октябре 1990 года ГДР и ФРГ объединились в одно германское государство. Надобность в советской руде отпала. Куда девать рудовозы и буксиры–толкачи, в одночасье ставшие никому не нужными? Корабелы со слезами на глазах уничтожали то, что сами же строили. В такие дни Виктор Павлович усилием воли заставлял себя идти на работу. Но была великая страна. Неужто она бросит коллектив завода на произвол судьбы? Через год не стало и ее...


Что делать? Где найти деньги, чтобы выплатить людям зарплату? Как сберечь коллектив? Эти мучительные вопросы стали для директора завода нескончаемой головной болью. И не было от нее покоя ни днем ни ночью...


Жестокий рынок сметал с лица земли большие и малые предприятия. Но никто из руководителей не понес за это наказания. Что поделаешь — не выдержал борьбы, сошел с дистанции... У Виктора Павловича на это не было права. Так он считал. По утверждению великого русского философа Ивана Ильина, не все, чем мы живем, стоит того, чтобы отдавать ему свою жизнь. Спасение завода стоило того. Чтобы выжить, коллектив брался за любую работу. Строили водонапорные башни. Паромные, понтонные и пешеходные мосты. Изготавливали металлоконструкции и резервуары различного назначения. И даже спецкузова для перевозки газовых баллонов. Вот где пригодилось Виктору Павловичу личное знакомство с руководителями промышленных предприятий Пинска. А когда его избрали в Палату представителей Национального собрания Беларуси, деловое общение вышло на новый виток. Но главное дело жизни Виктора Бруцкого — забота о людях. В списках на получение жилья было 150 человек. Через 9 лет очередник под номером 150 получит ключи от квартиры. Кто бы ни приходил на прием к депутату Бруцкому, у него всегда было время, чтобы выслушать и помочь...


К своему главному предназначению — судостроению — завод вернется через 15 лет. В 2005 году был спущен на воду буксир–толкач «Пинск». Для Виктора Павловича, пожалуй, этот день — один из самых счастливых в его жизни. Выстояли! Сберегли корабелов! А через год впервые в истории завода заявит о своем рождении пассажирский теплоход «Неман». За ним последуют: «Полонез», «Северная столица», «Витебск», «Могилев». И что ни судно, то все краше и совершеннее. Изящество, комфорт, роскошный салон, мощный двигатель шведской фирмы «Вольво», работающий почти бесшумно... Низкая осадка позволяет пинским теплоходам ходить по самым мелководным рекам и водоемам.


Сбылась мечта Виктора Павловича Бруцкого. В сухопутной державе он стал знаменитым корабелом. И наступит время, когда теплоходы, рожденные в Пинске, будут бороздить по всем водным путям синеокой Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter