Откровенный разговор с актером и режиссером Василием Мищенко

Копилка Мищенко

Его карьера в кино началась с роли шофера Ерёменко в многосерийном фильме «Вечный зов»...
Его карьера в кино началась с роли шофера Ерёменко в многосерийном художественном фильме «Вечный зов», потом была главная роль в картине «Иван Павлов. Поиски истины», в «Дураки умирают по пятницам» он сыграл Андрея Обухова, в сериале «Оттепель» ему досталась роль следователя Цанина. В творческой копилке 59-летнего советского и российского актера, режиссера Василия Константиновича Мищенко несколько десятков ролей в театре и кино. А сколько еще будет? Ведь талантливый актер постоянно находится в разъездах – кастинги, пробы, съемки. Но для нашего корреспондента он нашел время.

Василий МИЩЕНКО
«Я один мужчина в семье, мои близкие на меня надеются»

– Василий, вас очень трудно застать дома. Много работаете?

– Да, мне нравится быть востребованным. Вот недавно закончил сниматься у режиссера Саши Карпиловского в фильме «Частное пионерское-2». Съемки проходили в Геленджике. По сюжету я – начальник пионерского лагеря. 70-е годы… Было очень интересно, я словно на машине времени прокатился, в прошлом побывал. Главные герои там дети, но  снялись и взрослые актеры – Сережа Баталов, Марианна Шульц. Сейчас снимаюсь у Николая Лебедева, фильм будет называться «Экипаж». Это ремейк фильма 1979 года Александра Митты. Но только новый взгляд. Коля давно хотел снять этот фильм и спросил даже разрешения у Александра Наумовича. Митта говорит: «Да-да, я не против». Но это «Экипаж» сегодняшний, как бы сегодня можно было историю эту рассказывать. 

– Вы очень много работаете, а выглядите так, словно только что приехали из отпуска. Как вы поддерживаете такую форму?

– Я стараюсь часто менять, так сказать, жизненную ситуацию. Могу после работы дома посидеть, а могу в лес пойти или с друзьями на рыбалку махнуть. Пока мой самый большой улов – рыба килограмма на четыре. Это средний размер, обычный. Да я, честно говоря, за рекордами не гонюсь. У меня такой цели нет, мне нравится сам процесс, когда сидишь, ждешь, подсекаешь, вылавливаешь. А вот чистить ее и есть я не очень люблю. Я человек очень темпераментный и эмоциональный, не могу на одном месте находиться. Мне нравится ездить в экспедиции, потому что все должно двигаться. А пассивно отдыхать я не умею. Например, к морю поеду и не могу просто лечь на морском пляже и греть пузо, это не для меня. Мне сразу скучно становится. И дома так же, не могу сиднем сидеть. Лучше в свой загородный дом поеду. Я ж из казаков, поэтому там могу и на лошади покататься. Для меня это не конный спорт, я просто отдыхаю наедине с природой. Охотник я тоже не ахти какой, мне больше нравится по мишеням стрелять, но иногда могу кабанчика завалить. 

– А сами готовите из кабанчика?

– Нет-нет… Но поесть люблю, как говорится. Могу и сам на кухне похозяйничать: борщ приготовить, мясо или картошку пожарить. Я же родом из такой простой семьи, где жили довольно бедно, питались с  огорода. Моим родителям некогда было рассюсюкиваться. Разговор короткий. «Вот, – говорили, – картошка есть, лук есть, пожаришь, все сам сделаешь». Ну и все… Нас в семье трое было, отец с мамой уже умерли, старшего брата похоронил, остались только дочка его да моя сестра Ира и ее дети.

Аглая Мищенко
Аглая Мищенко мечтает стать режиссером

– И ваша дочка-актриса Аглая.

– Это ее псевдоним, а на самом деле ее Даша зовут. А знаете, она актерский талант в раннем детстве проявила, ей было года три или четыре. В «Современнике» мы делаем всегда для своих детей и для детей подшефного детского дома новогоднюю елку. Приглашаем малышей в зал, показываем спектакль. Я сижу, Даша рядом, смотрит. Тут на сцене пошла музыка, начались танцы, она вырвалась – и шмыг по ступенькам на сцену. Так что ее дебют состоялся в «Современнике». Но я, честно говоря, не очень хотел, чтобы она пошла по моим стопам. Потому что она знает в совершенстве английский язык, успешно занималась музыкой, я думал, что она может быть журналистом. Но, видимо, из-за того, что мама режиссером на телевидении работает, я ушел в режиссуру кино, не бросая театр, она захотела вдруг стать режиссером.

– В актерской профессии девушке сложно, на ваш взгляд?

– Сложно, потому что даже мужики ломаются. Хотя у них ролей побольше всегда. Вот возьмите пьесу, откройте – сколько мужских ролей и сколько женских. Вот так и фильмы – мужские, мужские, мужские в основном роли. А женские – раз, два, три, четыре – вот и все. Поэтому очень тяжело… Все истории больше с мужчинами связаны. Но Даша окончила Школу-студию МХАТ. У меня снялась, потом в «Бумере-2», в «Курсантах». 

– А теперь, глядя на работу Даши, вы испытываете гордость и говорите: «Правильно все-таки она сделала, что пошла в кино»?

– Мне бы хотелось, я не знаю, какой она будет режиссер… Сейчас учится в Риме, в киноакадемии, на режиссера игрового кино. Все занятия проходят на итальянском, она его уже выучила, у нее хватка к языкам. Я всегда поражался, откуда это у нее. Она в четыре года уже Пушкина читала. Просто открывала и читала. С бабушкой выучила алфавит, потом сама складывала буквы и читала. Люди говорили иногда: «Да ладно, Даша выучила наизусть эту главу». Я отвечал: «Открывайте любую страницу». Они открывают, и она читает. Все были в шоке. С первого класса она стала учить английский язык. И в то же время у нее появилась, на мой взгляд, еще одна хорошая вещь, она стала писать. И сейчас сама сценарии пишет. Я думаю, она найдет себя в полном объеме. Свою дипломную работу Даша снимает по собственному сценарию, это часовой документальный фильм о Тонино Гуэрре. Даша проделала огромную работу, она нашла всех, с кем он был связан: вдову Антониони, сына от первого брака, директора ресторана и повариху, которая готовила для Тонино и для Феллини, скульптора, который сделал по рисункам Тонино каменные скульптуры и выставил в своем дворе. Хороший фильм получился.

– В следующем году у вас будет юбилей, круглая дата. Уже есть задумки, где отмечать, кого приглашать?

– Я не знаю. Это как театр отреагирует. Если театр не будет пытаться отметить, все пройдет незамеченным, то я с театром не буду отмечать. Посидим в кругу близких друзей, так сказать…

Василий Мищенко

– А какая роль вам показалась самой трудной, но которую вы сейчас с гордостью вспоминаете? 

– Ну это можно отнести и к «Ревизору» с Хлестаковым, и к Смердякову в «Карамазовых», но это в прошлом, когда был молодой. А сейчас это, наверное, спектакль «Анархия» Гарика Сукачева, который мы играем у нас  в театре. Певцов Дима, Оля Дроздова, Миша Ефремов, я и Маша Селянская – интересная у нас компания. Честно говоря, когда иду на спектакль, мне всегда радостно видеть этих людей. Дружно как-то все. Мы приходим, и каждый занимается своим делом, все работают, чтобы спектакль прошел хорошо. 

– Скажите, Сукачев пробы делал? Вас выбрал из нескольких человек? Вы были знакомы до этого?

– Да, я был знаком с ним. Однажды я был на премьере в «Пушкинском», когда он свой фильм «Дом солнца» показывал. Мне фильм понравился. Я подошел к нему, поздравил и говорю: «Игорь, я бы очень хотел, если когда-нибудь… Не забывай меня». А так получилось, что Миша Ефремов является моим крестным сыном, я его крестил, когда ему лет 25–30 было. Я еще и актрису Алену Яковлеву крестил. Там так вышло, ко мне подошла секретарь Ефремова, потом и Волчек, Рая Ленская, ее уже нет... Рая Мишу с пеленок знала. Она мне и говорит: «Вася, ты относишься к Мише хорошо, а я его с детства знаю, ты не против, если мы вместе будем его крестными?» Я ответил: «Конечно, не против». В один день с Мишей и Алену крестили.

Ну вот, Миша мне как-то позвонил и говорит: «Папка, есть 

пьеса. Игорь Иванович просил, чтобы я тебе передал. Почитай». Я говорю: «А что сам не передал?» Он говорит: «Ну стесняется что-то». 

– Василий, а о жене расскажете?

– Мы с ней в браке – с Олей Вихарковой – почти 40 лет. И уже перешли в ту стадию, когда не просто муж и жена, а наиближайшие родственники – брат, сестра. Такие у нас сейчас отношения. А по молодости она меня очень ревновала. Она у меня режиссер, работает на канале «Культура». Она делала передачи «Будильник», «Алиса в Стране чудес». В то время почти весь «Современник» снимался у нее. Лена Яковлева начинала у нее, Гоша Куценко первый раз в жизни снялся у нее.

– Вас часто не бывает дома, привозите супруге подарочки? 

– Бывает по-разному. Но она любит, когда я дома. Для нее это лучший подарок. Я забочусь о них. Теща у меня очень старенькая. Я один у них мужчина. Конечно, они надеются на меня, и я не подвожу.

Альфия Камилова.

Советская Белоруссия №228 (24609). Суббота, 29 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter