Копеечное сомнение, которого не должно быть в большом благородном деле

Более 2 миллиардов 780 миллионов белорусских рублей - такая сумма благотворительных взносов от населения на строительство Национальной библиотеки аккумулирована на специальном счете Беларусбанка на конец октября.
Более 2 миллиардов 780 миллионов белорусских рублей - такая сумма благотворительных взносов от населения на строительство Национальной библиотеки аккумулирована на специальном счете Беларусбанка на конец октября. Кроме того, поступило более 27 тысяч евро и свыше 10 тысяч долларов. Счет продолжает пополняться.

Тема деликатная.

Как собираем средства на строительство нового здания Национальной библиотеки?

В официальной информации недостатка нет. Вносят лепту VIP-персоны, коллективы перечисляют дневной заработок, жертвуют "юридические лица".

Все, кто хотят, участвуют в грандиозном гуманитарном проекте. Это хорошо?

Хорошо, когда абсолютно добровольно. Процедура сбора разная. Кто-то сам отправляет толику денег на специальный благотворительный счет Сбербанка. Другие организовывают складчину на работе по принципу "кто сколько сможет". В некоторых учреждениях предпочитают собирать взносы через бухгалтерию: если расписался человек в согласии, вычитают сумму из заработка.

Один знакомый скептик насчет "добровольцев по списку" высказался так

: - Сдают, потому что боятся выглядеть "белой вороной"? Список - это уже нажим. Кто-то и не хочет, а вынужден соглашаться, про себя зная, что за отказ "проявить патриотизм" начальство как-нибудь да отплатит.

Что записным критиканам объяснять? О любви к книге как таковой. О том, сколько людей искренне считают для себя важным и достойным лично участвовать в благородном начинании. Таких, я уверена, большинство. И мы - не конформисты: просто выбор совпал - личный с государственным и общественным.

Не хочешь - не сдавай. Ничего плохого в этом нет.

Но вот раздается звонок в редакцию

: - С нас в Национальной академии наук деньги собирают добровольно-принудительно. А знаете ли вы, что в минских вузах всем уже известны размеры поборов: с методиста - 2 тысячи рублей, с завкафедрами - по 3 или 4, с деканов...

Прерываю абонента

: - Вы отказались, раз не хотели? Вас заставляли? Может, представитесь?

- Сдал, куда ж деваться...

И гудки отбоя в трубке.

Листаю минские газеты, которые всегда рады раздуть любое недовольство. По версии, изложенной там, предпринимателям "выкручивают руки", устные звонки "сверху" заставляют директоров предприятий, руководителей госучреждений собирать как можно больше, а в школах так просто беда: у педагогов "отчисляют последнее", и даже с детей требуют "по 500 рублей с носа".

Что характерно, поступающие в прессу сообщения и письма - сплошь анонимные. Мотивацию информаторы излагают так: не буду называться, а не то премии лишат, начнут укорять.

Но если источники сообщений (по смыслу они настораживающие, и, опять же, дыма без огня не бывает...) так упорно прячут свои имена и точные адреса духовного, так сказать, насилия, то как прикажете учинять спрос? С чиновника, допустим, из числа тех, о которых сложена поговорка: заставь дурака Богу молиться, так он и лоб расшибет. Из тех, кто благородную акцию способен "засушить" до пресловутой галочки в отчете о "культурном мероприятии". Что греха таить, хватает бюрократов, побуждаемых к благоглупостям мелочным честолюбием и желанием выслужиться перед вышестоящим начальством.

Так как же, граждане дорогие, достоверно разобраться в том, что происходит?

Заставили? Унизили? Обобрали?

Кто, где, когда?

Или это, увы, - наши собственные проблемы?

Манера каждый чих начальства воспринимать как строжайший приказ.

Традиция не сметь возражать, когда подменяют вашу волю.

Привычка внешне умиляться и молчаливо протестовать.

Склонность обсуждать волнующее на работе в курилке, дома на кухне, с приятелем - за рюмкой "для храбрости".

Передо мною - свежее анонимное письмо, в тексте сказано, что от жителей Первомайского района Минска.

Сообщают, что детей с плакатами из СШ N 196 педагоги посылали на местный мини-рынок "Уручье" - просить "милостыню" (по выражению безымянных авторов) на сооружение Национальной библиотеки. Вот описание картинки с натуры: "Вид у девочек был подавленный и растерянный. Над ними смеялись, по их адресу нецензурно выражались торговцы, а сердобольные люди подходили к учителям и просили увести ребят в школу (все происходило в учебное время). Их отправили побираться как раз в те дни, когда бастовали предприниматели минских рынков. Разве это не возмутительно?".

Поскольку и номер школы указан, и время, хоть и приблизительно, адресуем жалобу первомайской администрации. (Прежде чем возмущаться вместе с родителями школьников, надо проверить, достоверны ли факты.)

Честно говоря, я этой анонимке не очень верю. Но главное в другом - почему обязательно писать "анонимно"?

А что касается библиотеки - она, безусловно, нужна. Всем нам!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter