«Контурная карта» начинает раскрашиваться

До Таможенного союза – по ухабистой дороге или многополосной магистрали?

Как добраться до полноценного Таможенного союза – по ухабистой дороге или многополосной магистрали?

Идея, которую долго и часто обсуждали в прошлом году, начинает приобретать реальные очертания. И пока экономисты соревнуются в прогнозах, какими цифрами прирастет в ближайшие годы товарооборот между Беларусью, Россией и Казахстаном, рядовые «исполнители» задаются вопросом: как трансформируются экономические связи между компаниями трех стран?

Существует мнение, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. И в этом смысле идея регионального сотрудничества выглядит вполне добротно: за более чем вековую историю существования она не раз доказывала свою состоятельность. Все больше экспертов настаивают на том, что нынешний кризис серьезно подмочил репутацию глобализации. Разные страны не могут жить по одним экономическим правилам, и опыт это доказывает: «подтягивания» бедных к богатым, как декларировалось ранее, не произошло, напротив, разрыв только увеличился. В противовес либерализму ученые и выдвинули идею регионализации, когда объединяются страны с сопоставимым уровнем развития, близкими культурными ценностями. Что собой представляет экономический потенциал Беларуси, России и Казахстана? Общий ВВП около $ 2 трлн., 170 млн. потребителей, огромный транзитный коридор между двумя геополитическими центрами мира. На западе – рынок ЕС с 500-миллионным населением, на востоке – Китай и страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), где проживает около 2 млрд. человек… Прогнозируется, что к 2012 году общий оборот между этими двумя регионами превысит $ 1 трлн. Все это впечатляет, и выгоды от функционирования единого таможенного пространства, а в перспективе и экономического, особых сомнений не вызывают. Но сегодня надо отвлечься от высоких материй, спуститься с небес на землю и решать ряд конкретных вопросов, без которых перспектива так и останется на бумаге. Об этом говорили и участники очередного заседания Республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации, посвященного тематике Таможенного союза.

Благодаря Союзному государству Беларусь вышла на достаточно высокий уровень интеграции таможенных пошлин с российскими – более 90 %. «Но за этими цифрами, которые обыватель воспринимает несколько абстрактно, серьезные вопросы, — заметил первый заместитель директора РУП «Национальное инвестиционное агентство» Георгий Гриц. – Например, растаможка автомобилей… Мы частным перевозчикам дали карт-бланш еще на полгода, а те компании, которые вложили огромные деньги в организацию цивилизованного бизнеса, просто попали в неконкурентные условия». Если брать статистику, то около 75 % таможенных пошлин вообще не затронуто, понизятся 18 %, а повысятся менее 7 %. Но некоторые позиции достаточно чувствительные, например, повышение пошлин по соевому шроту (используется для корма скоту) с нулевой ставки до 15 % автоматически «давит» на себестоимость продукции животноводства. Или, напротив, понижение пошлин на одежду, обувь, ковры и головные уборы ухудшает позиции отечественного легпрома, и без того испытывающего трудности. А вложено в отрасль государством немало… «Единый таможенный тариф – это не какой-то застывший документ, при соответствующей аргументации в него можно вносить изменения, целесообразные для экономики страны», — возразил по этому поводу директор Департамента внешнеэкономической деятельности МИДа Валерий Садохо. Существует перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставок ввозных таможенных пошлин принимается комиссией Таможенного союза консенсусом. И в этом перечне – около 1850 производимых в Беларуси товаров, в отношении которых наша страна фактически имеет право вето на изменение ставок таможенных пошлин.

Немалое количество вопросов накопилось на сегодняшний день у непосредственных участников процесса доставки товаров – автоперевозчиков. «Мы ожидаем, что правила игры на территории Таможенного союза будут известны к концу апреля, не раньше, — заявил генеральный директор БАМАП Александр Солощев. – У нас еще много вопросов. Более того, и сами экспортеры не знают, на каких условиях будут реализовывать товар». Вопрос номер один – финансовое обеспечение доставки грузов: суммы, необходимые для получения банковских гарантий, достаточно высокие, а более приемлемый вариант, страхование, у нас не применяется. «В конце концов, транспортировка входит в стоимость товаров, и не приведет ли это к ценовым перекосам?..» — делает заключение глава ассоциации. Кроме того, автоперевозчиков беспокоят вопросы, смогут ли пункты таможенного оформления оперативно пропускать транспорт после того, как контроль перенесут на внешний контур границы, как будет организовано сопровождение ценных грузов, будет ли совершенствоваться электронный документооборот. Представитель Государственного таможенного комитета в своих оценках был сдержан: на вопрос, упростится ли продвижение товаров, он ответил, что «белорусская сторона приложит к этому максимальные усилия».

Между тем становится очевидным, что «строителям» таможенного пространства не хватает хорошей обратной связи с представителями реального сектора экономики. Да и последние хотели бы не только участвовать в консультациях, но и оперативно получать информацию об открывающихся перспективах. Об одной из таких возможностей рассказал Валерий Садохо. По словам представителя МИДа, Беларусь может получить $ 1,5 млрд. дополнительного экспорта, если подключится к промышленной сборке автомобилей в России. Технический потенциал это позволяет, тем более что речь может идти о простых деталях, а не о двигателях или сложных агрегатах. Уже сегодня в Беларуси есть предприятия, которые «живут» на российских заказах и даже в три смены не справляются с их выполнением. «Предпосылки, чтобы заниматься комплектацией, есть, — считает Валерий Садохо. – Но многое зависит и от активности самих производителей». На сегодняшний день Россия подписала около
40 меморандумов о создании сборочных производств, из них больше десятка – в процессе реализации. Кстати, буквально на днях о реализации совместного проекта на территории России заявил итальянский «Fiat» (презентация в Набережных Челнах прошла при непосредственном участии премьер-министра РФ).

Никто не ожидает, что путь к единому таможенному пространству будет простым… Но как сделать его максимально коротким и комфортным? «Пора подключать бизнес, — считает Георгий Гриц. – Такие встречи не должны носить эпизодический характер, можно подумать и о каком-то законодательном акте, чтобы решения обязательно согласовывались с бизнесом». Как представляется председателю Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимиру Карягину, речь может идти о создании консультативного совета — с тем, чтобы доводить до деловых кругов информацию обо всех возможностях работы в Таможенном союзе, а также сгладить вопросы правоприменительной практики в первые годы его существования.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter