Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь на 2012—2015 годы (продолжение)

К данной категории относятся граждане, не обеспеченные жильем...

(Продолжение. Начало читайте ЗДЕСЬ)

5.3. Льготные категории граждан

К данной категории относятся граждане, не обеспеченные жильем в соответствии с законодательно определенными нормативами и имеющие право на предоставление льгот. Данная категория граждан состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Дополнительно к изложенным в разделах 5.1 и 5.2 инструментам государство оказывает следующие меры государственной поддержки льготным категориям граждан:

предоставление субсидий из местных бюджетов для улучшения жилищных условий;

выделение средств из консолидированного бюджета на создание инженерной и транспортной инфраструктуры в районах индивидуальной жилой застройки;

предоставление льготных кредитов на следующих условиях:

максимальный срок — до 20 лет (для многодетных семей — 40 лет);

отсрочка по уплате основного долга и процентов — при рождении второго и последующих детей на период получения пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;

процентная ставка:

для многодетных семей — 1 процент годовых;

для военнослужащих и приравненных к ним — 5 процентов годовых;

для постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек — 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка, но не менее 3 процентов годовых;

для иных категорий граждан — 20 процентов ставки рефинансирования Национального банка, но не менее 5 процентов годовых;

для молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей — 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка, но не менее 5 процентов годовых;

погашение за счет бюджета задолженности по кредитам на строительство (приобретение) жилья — многодетным семьям при наличии троих и более несовершеннолетних детей и молодым семьям при рождении детей.

Для льготных категорий граждан дополнительно с 2013 года вводится новый механизм улучшения жилищных условий — государственный заказ на строительство жилых домов для льготных категорий граждан, который будет формироваться ежегодно.

Цель — полностью освободить гражданина от участия в инвестиционном процессе на этапе строительства путем предоставления ему готового жилья одновременно с кредитными обязательствами.

Для этого государственным заказчикам (как правило, местным исполнительным и распорядительным органам) будут переданы все связанные со строительством финансовые и административные ресурсы, права и ответственность за планирование, координацию действий участников инвестиционного процесса, сроки, качество и контроль стоимости жилья.

6. О некоторых вопросах применения Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 нормативы общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения для расчета льготного кредита составляют: 20 кв. метров (в г. Минске — 15 кв. метров, для многодетных семей — 20 кв. метров) на одного члена семьи (при строительстве для 1 человека однокомнатной квартиры или жилого дома — 30 кв. метров), а для граждан, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих (реконструирующих) в них жилые дома, — 30 кв. метров (при строительстве одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме — 44 кв. метра).

Льготное кредитование граждан, заключивших кредитные договоры до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13, осуществляется на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством и заключенными кредитными договорами, с правом пересчета открытых кредитных линий в связи с изменением стоимости строительства жилья. Если договор на льготное кредитование не был заключен до вступления в силу названного Указа, получение льготных кредитов осуществляется только в соответствии с этим Указом.

7. Развитие индивидуального жилищного строительства и строительства жилья в сельской местности

К 2015 году планируется увеличить долю индивидуального жилищного строительства в общем объеме ввода жилья не менее чем до 50 процентов.

Для достижения этой цели земельные участки будут предоставляться всем категориям граждан в объективно востребованных объемах. Срок выделения участка не должен превышать трех месяцев. В первоочередном порядке участки будут выделяться льготным категориям и гражданам, не обеспеченным жильем в соответствии с законодательно определенными нормативами, с предоставлением на эти цели ежегодно от 20 тыс. до 30 тыс. земельных участков.

Облисполкомами и Минским горисполкомом будут определены территории, как правило прилегающие к населенным пунктам (в том числе агрогородки), с включением этих территорий в границы населенных пунктов для индивидуального строительства граждан. Указанные территории в установленном порядке должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.

Меры по развитию индивидуального жилищного строительства:

установление сроков разработки генеральных планов районов индивидуальной жилой застройки в течение одного года, строительства подъездных путей (за счет средств местных бюджетов и поставщиков услуг) — в течение двух лет, сетей и объектов водоснабжения — в течение трех лет, сетей и объектов электро- и газоснабжения (за счет средств поставщиков услуг) — в течение трех лет;

финансирование строительства внутриквартальных (уличных) и внутриплощадочных сетей водо-, электро- и газоснабжения, подъездных путей — в равных долях за счет средств населения и местных бюджетов (поставщиков услуг);

предоставление гражданам на безвозмездной основе типовых проектов индивидуальных жилых домов различных потребительских качеств;

получение гражданами, не обеспеченными жильем в соответствии с законодательно определенными нормативами, имущественного налогового вычета на сумму средств, вкладываемых в строительство в течение нормативных сроков строительства;

расширение ассортимента продукции индустриального домостроения для использования в индивидуальном жилищном строительстве;

реализация производителями и торговыми организациями гражданам строительных материалов в рассрочку в период нормативного срока строительства;

создание широкой системы услуг по строительству индивидуальных жилых домов.

Строительство жилья на селе в 2012—2015 годах получит дальнейшее развитие с созданием комфортной среды обитания.

Ввод в эксплуатацию жилых домов (квартир) сельскохозяйственными организациями будет осуществляться преимущественно в агрогородках, иных сельских населенных пунктах, имеющих развитую инфраструктуру.

В целях уменьшения затрат сельскохозяйственных организаций на эксплуатацию зданий и обслуживание кредитов будет обеспечиваться передача введенных жилых домов в собственность работников этих организаций и персонала организаций обслуживающей сферы в данной местности. Будет осуществлена безвозмездная передача земельных участков (кроме сельскохозяйственных угодий) работникам сельскохозяйственных организаций и обслуживающей сферы и оказание организациями финансовой, материальной и иных видов поддержки при строительстве индивидуальных жилых домов.

Предусматривается обеспечение строящегося в сельской местности жилья современными и недорогими системами инженерного обеспечения, создающими комфортные условия проживания, приближающиеся к городским.

8. Прогноз строительства нового жилья в 2012—2015 годах

С учетом потенциальных возможностей строительного комплекса по вводу жилья, увеличения объемов строительства индивидуального жилья и параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы прогнозные объемы ввода жилья следующие.

 Объемы ввода жилья    Годы   
  2012 2013 2014 2015
Всего, млн. кв. метров 4,2 6,5 8,5 9,5

в том числе для льготных категорий граждан, млн. кв. метров

2,3 2,5 3,0 3,5
из них для:        

многодетных семей, процентов

7,8 22,0 22,0 22,0
военнослужащих, процентов 8,3 7,6 6,3 7,0

граждан, проживающих в непригодных для проживания помещениях, процентов

0,4 1,2 1,0 1,0

молодых семей с двумя детьми, процентов

27,8 20,0 20,0 20,0

семей, проживающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, процентов

36,1 20,0 20,0 20,0

иных категорий малообеспеченных семей, процентов

19,6 29,2 30,7 30,0

 

В структуре финансирования жилищного строительства доля средств граждан и организаций увеличится с 44,4 процента в 2011 году до 60 процентов в 2015 году, в том числе доля личных средств граждан — с 35 процентов в 2011 году до 50 процентов в 2015 году. Часть льготных кредитов и средств бюджетов будет направлена на строительство арендного жилья.

В 2012—2015 годах планируется существенное изменение структуры строящегося жилья по потребительским качествам.

Наряду с высокозатратным, дорогостоящим жильем высоких потребительских качеств и быстровозводимым жильем стандартных потребительских качеств, реализуемым в технологиях крупнопанельного домостроения, будут разработаны и выполнены проекты максимально дешевых быстровозводимых домов минимальных, но достаточных для проживания потребительских качеств (жилье базовых потребительских качеств).

В 2012 году будет разработана детальная классификация вновь возводимого жилья по потребительским качествам, архитектурно-планировочным решениям, эксплуатационным затратам, применяемым строительным материалам и другим характеристикам, определяющим потребительские и эксплуатационные свойства жилья (зданий, помещений).

В 2013 году для совершенствования учета и экономически обоснованной оценки состояния и динамики изменения структуры и характеристик жилого фонда планируется создать Единую республиканскую электронную систему учета жилого фонда и его состояния на основе объективной оценки потребительских и эксплуатационных качеств жилья.

9. Стоимость и ценообразование в строительстве

В 2012—2015 годах основой ценообразования в строительстве станут:

неизменная договорная цена (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 131, 5/34789) — договорная цена является фиксированной на весь период строительства (предусмотрены отдельные исключения), снижение в ходе строительства фактической стоимости работ является прямой выгодой подрядчика, а превышение относится на его финансовые результаты;

противозатратный механизм строительства за счет применения ресурсного метода ценообразования (Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 93, 1/12766) — по вновь начинаемым строительством жилым домам сметная документация разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, укрупненных нормативов стоимости строительства объектов или стоимости объектов-аналогов.

Стоимость объектов долевого строительства для граждан определяется в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 396, которым регулируются отношения по привлечению средств граждан, заключению, исполнению и расторжению договора долевого строительства, установлены гарантии защиты прав, законных интересов и имущества граждан.

При строительстве жилья для льготных категорий граждан устанавливаются предельные уровни стоимости 1 кв. метра жилья типовых потребительских качеств, возводимого на основе государственного заказа. Их соблюдение на постоянной основе будут обеспечивать местные исполнительные и распорядительные органы под контролем Министерства архитектуры и строительства.

10. Развитие долгосрочной аренды как механизма улучшения гражданами жилищных условий

Долгосрочная аренда жилья коммерческого использования (арендного жилья)

Это принципиально новый механизм улучшения жилищных условий, который начнет активно применяться с 2012 года.

За 2012—2015 годы планируется построить не менее 600 тыс. кв. метров арендного жилья, которые образуют государственный фонд жилья коммерческого использования. Арендное жилье из государственного фонда предоставляется всем гражданам, обратившимся за его получением в порядке единой очереди. Преимущественное право заселения получат граждане, не обеспеченные жильем в соответствии с законодательно определенными нормативами.

Основными отличиями арендного жилья государственного фонда станут:

более низкие ставки арендной платы в сравнении с рынком коммерческой недвижимости;

возможность заключения долгосрочного контракта (неограниченная пролонгация пятилетнего договора аренды).

Преимущества данного механизма для граждан:

отсутствие необходимости вложения значительных собственных или кредитных средств в приобретение жилья;

повышение мобильности — возможность без финансовых потерь менять место постоянного проживания в зависимости от изменения жизненной ситуации;

возможность широкого выбора места проживания в конкретном населенном пункте.

Арендное жилье будет строиться с широким привлечением внебюджетных ресурсов, включая кредитные ресурсы, средства организаций, инвесторов, в том числе иностранных.

Для стимулирования развития данного направления планируется реализация следующих мер:

получение гражданами, проживающими в арендном жилье, имущественного налогового вычета на часть суммы арендных платежей. В дальнейшем эту норму планируется распространить и на граждан, снимающих жилье у частных лиц по договорам найма помещений;

субсидирование, или включение в «социальный пакет», предусмотренный в коллективных договорах либо контрактах найма работников, погашения части арендной платы за проживание в арендном жилье;

предоставление застройщикам кредитов по ставке, на 10 процентов меньше ставки рефинансирования Национального банка, а также государственных заказов на строительство арендного жилья;

до 2015 года передача в фонд арендного жилья всех общежитий и служебного жилья, находящихся в коммунальной собственности, и тех площадей общежитий других ведомств, которые заселены гражданами, утратившими связь с организациями — владельцами домов, общежитий, с соответствующим изменением арендной платы;

придание статуса жилья коммерческого использования основной части ведомственного (служебного) жилья с сохранением за ведомствами права собственности на данные помещения;

при строительстве жилья долевым способом формирование застройщиком собственного фонда арендного жилья в размере не менее пяти процентов от вводимых площадей.

В течение 2012 года будет разработан механизм стимулирования строительства арендного жилья, в том числе на основе развития частно-государственного партнерства, что должно обеспечить в 2013—2015 годах интенсивный рост объемов ввода арендного жилья.

Частный рынок арендного жилья

В 2012—2015 годах будет реализован комплекс мер по повышению прозрачности частного рынка арендного жилья, выводу арендных отношений из «теневого» оборота и обеспечению защиты законных интересов граждан (как нанимателей, так и арендодателей).

В рамках этой работы планируются:

предоставление имущественного налогового вычета гражданам, проживающим в арендном жилье по договорам найма жилых помещений с частными лицами;

предоставление предприятиям-нанимателям налоговых льгот при оплате своим работникам арендной платы за жилье при наличии договоров найма жилых помещений с частными лицами;

усиление административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность при сдаче частными лицами жилых помещений в аренду без оформления в установленном порядке договора, которую будут нести как арендодатель, так и как наниматель;

введение дифференцированной оплаты за жилье, находящееся в собственности сверх установленных нормативов и не сдаваемое внаем.

Жилье социального пользования

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter