Консервы — это не силос

О консервной промышленности
В одном минском универсаме я недавно решил изучить содержимое прилавков с консервами. Унылое, доложу вам, зрелище. Тем более на фоне разных венгерско–польско–российско–украинско–китайских законсервированных деликатесов. Да что там деликатесы! Родные огурцы размером с регбийный мяч на глазах проигрывали миниатюрным завозным огурчикам, которые, в отличие от нашенских, немедленно хотелось съесть.

Впрочем, мне сначала показалось, что дело в неуклюжей таре, «слепых» этикетках, которые нужно рассматривать через микроскоп, и прочем сопутствующем антураже. Но, переговорив со специалистами, я пришел к твердому выводу, что не в антураже дело. А, во–первых, в отвратительном сырье. Как ни горько признавать, но многие СПК (бывшие колхозы–совхозы) до сих пор выращивают такие экземпляры овощей и плодов, что от одного взгляда напрочь исчезает аппетит. При всем желании из пресловутого лаптя–огурца либо вечнозеленого помидора ничего путного, кроме бюрократических «валовых показателей», не сделаешь. А второе — на многих государственных овощеконсервных предприятиях (и постоянно критикуемый Горынский завод, и многие другие) оборудование, к сожалению, такое, что вполне может стать экспонатами для какой–нибудь музейной экспозиции. Как будто они смело шагнули в сегодняшний день из далекого–далекого прошлого...

Но если руководителям предприятий и их «кураторам» из министерств и ведомств задать прямой вопрос, почему они гонят в торговлю неважную продукцию, то многие ответят не задумываясь: «Есть объективные причины»... Возможно. Но каждый из нас имеет право спросить: «А почему гродненская фирма ABC «со свистом» продает свои консервы не только в модном минском гипермаркете ProStor, но и пользуется успехом в США? Почему у ABC все на уровне? И тара, и этикетка, и, конечно, сам продукт? И при этом гродненская фирма не сидит на шее у бюджета и не канючит при каждом удобном случае, как литературный персонаж Паниковский: «Дай миллион!» Ответ на поверхности. На ABC работают предприимчивые люди, для которых главное — не в бумаготворчестве и отчетах о загадочных «условных банках». Кроме того, ABC не связывается с «халтурными» овощами и фруктами. А госпредприятия завязаны именно на них. Значит, какой вывод? Правильно ли получается, если кое–где сугубо административными мерами консервные предприятия буквально заставляют покупать «валовые» огурцы–помидоры? Чего тогда удивляться, что вся эта «петрушка» приводит в итоге к тому, что консервные заводы на своем старом изношенном оборудовании гонят неконкурентную продукцию, работают на склад и в итоге вынуждены протягивать руки и требовать государственного вспомоществования.

Какой–то порочный круг получается.

Выяснил я также, что между консервными заводами и т.н. торговой сетью идет глухая многолетняя война. Производственники, когда сказать нечего, выбрасывают на стол главный козырь: «Почему торговля вместо наших консервов предпочитает торговать импортными? Поэтому, мол, и скопились на наших складах полугодовые объемы производств». Козырь, мягко говоря, немножко крапленый. Потому что, когда я поставил этот вопрос перед директором одного успешного магазина, он посмеялся: «Если товар хорошо продается, почему мне не брать его, будь он белорусский, польский или голландский? Как и директор консервного завода, я тоже заинтересован в прибыли, а игра «в защиту собственного производителя», при том что этот производитель последние 15 лет не меняет устаревший ассортимент, меня не привлекает».

Из магазина я отправился в концерн «Белгоспищепром». Мне сообщили, что «с официальными жалобами на торговлю производители консервов не обращались». Вот как. Сказали мне также, что «сегодня главная проблема в другом: предприятиям необходимо осваивать маркетинг». Рекомендация основательная. Но одним маркетингом сыт не будешь. Тем более в магазинах, особенно в райпотребсоюзовской глубинке, где покупателям предлагается исключительно солянка из квашеной капусты да устрашающего вида моченые яблоки. О каком «маркетинге» идет речь? Можно ожидать, что если технологии не изменятся, то и на этой «протекционистской» почве «прорастут» китайские подосиновики и польское варенье...

Позволю краткий вывод. У нашей консервной промышленности накопилась масса проблем. Она финансово несостоятельна, во многих случаях «закредитована». Она вынуждена соглашаться с низким качеством сырья. Технологическое оборудование многих предприятий изношено и бесконечно устарело. При том, что государство помогает отрасли, отдачи пока не видно. Можно перечислять и далее. Но еще раз повторю: нас, покупателей, все это не касается. Мы желаем видеть вкусные консервы, сделанные из отличного, экологически чистого белорусского сырья, упакованные в современную тару с привлекательными этикетками. А как иначе?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter