Почти полсотни спектаклей претендовали на Национальную театральную премию

Конкуренты или добрые соседи?

Зачем людям праздники? Чтобы порадоваться, посмотреть на других, пообщаться, сравнить. По большому счету, все, что связано с театром, всегда праздник. Однако для театрального процесса очень важны магистральные направления творчества, мнения зрителей, коллег, критиков. Возможно, для этого придуманы фестивали и конкурсы. Самый главный театральный праздник с 2010 года — Национальная театральная премия. В этом году республиканский конкурс проходит в пятый раз. В России есть «Золотая маска». У нас — Нацпремия. Государство таким образом стимулирует театры к созданию лучших образцов искусства, способствует поиску интересных режиссеров, актеров, сценографов.

Сцена из спектакля «Ваша сестра и пленница».

Фото: Владимир СТУПИНСКИЙ

Ау,  Витебск

В Беларуси 28 государственных репертуарных театров. С недавнего времени появились и заявили о себе частные театры. Театральное сообщество наше небольшое, и деятели сцены получили возможность реализовывать свои идеи на альтернативных площадках. Собрались. Поиграли. Разошлись. Вполне американская бродвейская практика. С этого года и работы частных театров участвуют в конкурсе.

Это Современный художественный театр, Центр визуальных и исполнительских искусств «Арт Корпорейшн», театральная мастерская Натальи Башевой (Камерный драматический театр), международный театральный проект НомоCosmos, Театр Геннадия Гладкова «Территория мюзикла», ООО «ТриТформаТ».

Жюри определило лауреатов премий в 21 номинации, в том числе и по таким новым номинациям, как «Лучший спектакль театра драмы малой формы», «Лучший экспериментальный спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа сценографа».

В этом году на Национальную премию театры выдвинули 89 спектаклей. Эксперты отобрали 46. Жюри состояло из 6 комиссий. В Минск для показа своих спектаклей приехали практически все театры из областей.

Национальная театральная премия — ожидаемое всеми любителями театра событие. Это что-то вроде фестивалей — возможность в короткое время посмотреть множество разных спектаклей. Она отчасти заменяет регулярные когда-то гастроли провинциальных театров и не дает разорваться театральным связям.

Приезд в столицу позволяет театру сделать большой скачок и получить признание. Показ и мнение театральной общественности даже важнее наград и дипломов. Также для коллективов очень важно понять, соответствуют ли они уровню современного театрального процесса. Иногда тому, что на местах считается успехом, серьезные эксперты дают негативную оценку. Конечно, некорректно сравнивать условия творчества в столичных театрах и областных. Однако все же случаются счастливые прорывы. В основном за счет режиссерского и актерского творчества.

Нонсенс нынешнего конкурса — отсутствие спектаклей из Витебска, очень скромное присутствие Гомеля и Гродно. Лидировали театры Могилевской области. И, естественно, столичные.

В течение полутора месяцев свои работы показывали не только такие признанные мастера белорусской сцены, как Николай Пинигин, Саулюс Варнас, Сергей Ковальчик, Геннадий Мушперт, Александр Ефремов, Яков Натапов, Александр Гарцуев, Александр Козак, Наталья Башева, Татьяна Троянович, но и самые яркие молодые режиссеры страны: Дмитрий Богославский, Евгений Корняг, Александр Марченко, Юрий Диваков, Виталий Кравченко, Екатерина Аверкова, Роман Подоляко, Игорь Казаков.

Было достаточно много классики: Гоголь («Ревизор»), Островский («Волки и овцы»), Ибсен («Женщина моря»), Найденов («Дети Ванюшина»), Еврипид («Эдип»). Лидировала современная пьеса, особенно в разделе экспериментов. Был понятен серьезный прорыв новой белорусской драматургии.

Интересно, что к финалу не подошли спектакли, которые просто кормят театры. Это распространенные «бульварные пьесы», легкие комедии со стебным капустническим подходом.

Конечно, сегодня постановщики стремятся найти иной формат. Хотят расширить границы восприятия, активно воздействовать на публику в стиле перформанса. Это яркие технические эффекты, метафизические поиски, актуальные социальные проблемы. О театрах Минска спорят, пишут значительно чаще, чем об областных. Менее известно то, что происходит за кольцевой дорогой. Например, совсем выпал из поля внимания солидный Гомельский драматический театр. На спектакле «Ваша сестра и пленница» зал Национального русского театра был переполнен. Привлек жанр мистического детектива и исторический «костюмный» спектакль.

История  двух  королев

В театральной истории отношения двух королев — английской Елизаветы и шотландской Марии Стюарт — давно занимают умы драматургов и театральных режиссеров. Какая из примадонн сцены не мечтала сыграть одну из таких ролей! Есть здесь детектив, схватка умов, борьба за любовь и беспредел силы.

Современная российская писательница Л. Разумовская написала свою пьесу на известный в истории сюжет. Она, как и ее предшественники, переосмыслила материал. В Гомеле ее пьесу поставил и тоже по-своему слегка переделал Яков Натапов. Коррективы были необходимы по следующим соображениям. Елизавета досталась опытной и уже немолодой народной артистке Беларуси Людмиле Корховой. Мария Стюарт — молодой Светлане Ефимовой. Настоящие королевы были приблизительно одного возраста. Сценические — почти как мать и дочь. Чтобы их соперничество выглядело убедительнее, появилась «девушка из зеркала» — молодая Елизавета. Заодно и жанр спектакля определился как мистический детектив.

На сцене Купаловского театра показал свои лучшие работы Могилевский областной театр. Это «Женщина моря», «Скорина», «Смех в темноте». Театры Молодечно, Пинска и Бобруйска тоже не ударили в грязь лицом. Как всегда, было интересно смотреть кукольные театры. Думаю, что не только знатоки, но и рядовые зрители определили для себя победителей и тех, за кем будущее. Трудно предсказывать, по какому пути идти белорусскому театру. Предстоят споры, анализ, выводы. Главное, что праздник театра состоялся.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter