Конкуренция с социальным началом

Модель роста, позволившая Беларуси достичь сравнительных успехов, исчерпала свои возможности

С момента установления независимости Республика Беларусь придерживается собственной модели переходной экономики. С 1996 года в стране отмечается устойчивый экономический рост и значительное сокращение бедности, и лишь разразившийся в 2008—2009 годах кризис нарушил эту положительную динамику. Эти достижения должны быть признаны и заслуживают более полного исследования и осознания. В рамках такого анализа необходимо рассмотреть соответствующую значимость благоприятных внешних факторов, таких как стремительный рост экспортных рынков и поставки российских энергоносителей по льготным ценам, а также внутренних факторов, включая жесткий контроль за государственными финансовыми ресурсами, высокие уровни инвестиций и сохранение системы государственного управления с более высоким потенциалом по сравнению с другими странами бывшего Советского Союза.

Однако становится все более очевидным, что модель роста, позволившая Беларуси достичь сравнительных успехов в экономике в сопоставлении с другими странами бывшего Советского Союза, исчерпала свои возможности. Мир после кризиса будет не столь щедр ко всем государствам, экономики которых в значительной степени зависят от экспортных рынков и внешнего финансирования. Беларусь является уязвимой по обоим направлениям.

Благодаря целевым инвестициям, финансируемым за счет государственных директивных кредитов, ведущие государственные предприятия осуществили поэтапную модернизацию производства и смогли сохранить присутствие на традиционных рынках СНГ. Однако белорусский экспорт проигрывает успешно формирующимся рынкам в Восточной Европе и Азии по показателям качества и сложности продукции. Кроме того, значительно возросла стоимость капитала и энергоресурсов. Все эти факторы создают нагрузку на внешний баланс Беларуси и будут ограничивать возможности для роста внутреннего спроса.

В таких более сложных условиях для обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста потребуются повышение производительности, финансовые вложения в формирование новых навыков, развитие более качественных услуг и привлечение прямых иностранных инвестиций. Повышение производительности достигается не только за счет внедрения новых технологий и изменения номенклатуры выпускаемой продукции, но также за счет производственных процессов и сетей поставок. В рамках теперешней экономической модели будет крайне сложно обеспечить такие преобразования. Поэтому мы считаем, что единственной альтернативой является углубление структурных реформ.

В последние годы Всемирный банк расширил программную деятельность в Республике Беларусь, стараясь использовать новые возможности в свете обязательств правительства по ускорению либерализации и проведению структурных преобразований в экономике. За двадцать лет работы в странах с переходной экономикой Восточной Европы и бывшего Советского Союза мы осознали, что единого шаблона реформ не существует. Одни и те же меры дают разный результат в зависимости от исходных условий, потенциала по реализации и внешних обстоятельств. Однако совершенно очевидно, что сегодня Беларуси необходимо усиление роли частного сектора, чтобы интенсифицировать экономику.

Правительство страны начало осуществлять меры по улучшению условий для ведения бизнеса, чтобы стимулировать создание новых частных предприятий, и начало пропагандировать приватизацию в качестве средства привлечения необходимых иностранных инвестиций. Однако в условиях, когда государственные ресурсы и внешнее финансирование являются ограниченными, открытие возможностей для роста частного сектора будет означать сокращение ресурсов для предприятий государственного сектора в форме субсидий и директивных кредитов. Проблема заключается в том, что результатом этого могут стать потеря рабочих мест и сопутствующие социальные издержки, что и происходило в начале 1990-х годов в бывших соцстранах Восточной Европы. Беларусь права в своем стремлении избежать подобных потрясений.

Хотя у нас нет готового рецепта, мы извлекли определенные уроки из опыта работы в других странах. Во-первых, необходимо ужесточить бюджетные ограничения для государственных предприятий с тем, чтобы создать должные стимулы для повышения эффективности и надлежащего управления. Во-вторых, стратегии реформ должны ставить своей задачей формирование правильных сигналов для перераспределения ресурсов самым эффективным производителям, даже если вначале они будут работать только на уровне безубыточности. В-третьих, чтобы частная собственность обеспечивала более высокую эффективность и инновации, частные предприятия должны работать в условиях конкуренции как с отечественными, так и иностранными компаниями, и приватизация должна осуществляться прозрачно. И, наконец, поскольку процесс перераспределения рабочих мест и ресурсов предполагает как победителей, так и проигравших, для того, чтобы реформа имела успех, необходима система социальной защиты, которая защитит тех, кто не в состоянии воспользоваться новыми экономическими возможностями.

Однако самым важным из нашего опыта является то, что реформы оказали глубинное и положительное воздействие в тех странах, правительства которых демонстрировали всестороннюю заинтересованность в осуществлении реформ и где программа реформ получила широкую поддержку в обществе и политических кругах. Всемирный банк готов помочь Республике Беларусь в нахождении собственного пути в направлении рыночных реформ.

Филипп Ле Уэру, вице-президент Группы Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter