Комфорт и безопасность для всех

На Гродненщине в 2011-м число погибших в ДТП снизилось на 8,5 %

Комфорт и безопасность для всех участников дорожного движения. Добиться этого считают своей задачей в ГАИ УВД Гродненского облисполкома

Есть целый ряд обстоятельств, касающихся движения на дорогах, по которым Гродненская область в Беларуси, что называется, самая-самая. Во-первых, это количество автомобилей на душу населения. Сегодня одно транспортное средство в регионе приходится в среднем на трех жителей. Всего в области зарегистрировано более 495,5 тысячи транспортных средств, что определяет высокую плотность автопотока. Во-вторых, плотность потока движения увеличивается фактором приграничного расположения Гродненщины, на территории которой действуют 11 погранпереходов (что опять-таки больше, чем в других). Лидирует регион и по протяженности автодорог в расчете на единицу площади. Если сравнить его, к примеру, с соседним — брестским, который больше в полтора раза, то по длине дорог они сопоставимы, в обоих она несколько превышает 12 тысяч километров.

При этом самой-самой по итогам минувшего года Гродненщина стала еще по одному, пожалуй, наиболее важному показателю. В мировой практике уровень безопасности на дорогах определяется по количеству погибших на 100 тысяч жителей. За минувший год он снизился с 13 до 11,5. И по этому показателю Гродненщина сегодня самый безопасный регион в Беларуси.

— По сравнению с 2010-м у нас на 11 процентов уменьшилось количество дорожно-транспортных происшествий, на 8,5 процента — число погибших на дорогах, на 15 процентов — раненных в ДТП, — такую статистику приводит начальник ГАИ УВД Гродненского облисполкома Сергей Талатай. — При этом тенденция сокращения тревожных цифр сохраняется уже с 2006 года, что может свидетельствовать о результатах системной работы.

Какая же система помогает автоинспекции Гродненщины сохранять человеческое здоровье и жизнь? В нескольких словах ее, пожалуй, можно сформулировать так: статистика — анализ — конкретные действия, направленные не только на устранение выявленных проблем, но и на перспективу.

Примеров результативности таких системных решений по итогам минувшего года можно привести немало. Взять хотя бы контроль за соблюдением скоростного режима. В минувшем году гродненская ГАИ уделила этому вопросу особенно пристальное внимание. И в Гродно, и за его пределами любители прокатиться с ветерком почувствовали это на себе. И, оценив принципиальность подхода и внушительность наказания, умерили пыл. Так, на автодороге Минск — Гродно количество ДТП в 2011 году по сравнению с 2010-м сократилось на 5 процентов.

Или еще ситуация: статистика свидетельствует, что из года в год большинство случаев гибели людей на дорогах происходит в деревнях и городских поселках. Выявив такую особенность, ГАИ забила тревогу и в сотрудничестве с местной исполнительной властью разработала программу установки в этих населенных пунктах наружного освещения. В минувшем году современные металлогалогенные прожекторы появились в 142 опасных местах. И ни в одном из них не отмечено наезда на пешеходов. Такая же работа проведена и в областном центре, где выявлены нерегулируемые перекрестки, имеющие свою «черную» статистику. Работа по их освещению также ведется очень активно: только за две недели нового года металлогалогенные лампы появились в 34 проблемных местах.

— Цена такого прожектора — около одного миллиона рублей, — комментирует Сергей Валерьевич. — Что, конечно же, не сопоставимо с ценой здоровья и жизни людей. Впрочем, как и со стоимостью установки светофора, которая составляет примерно 300—350 миллионов.

«На корню», что называется, замечена и «схвачена» сотрудниками Госавтоинспекции еще одна настораживающая тенденция: увеличение числа дорожно-транспортных происшествий, совершаемых молодыми водителями с небольшим стажем. Она объективна. Год от года в регионе растет не только количество автомобилей, но и водителей. К примеру, в прошлом ГАИ выдало 34 100 водительских удостоверений, на 47 процентов больше, чем в 2010-м.

И, как свидетельствует статистика, они составляют «группу риска» на дорогах. Так, 31 декабря на дороге Слоним — Мосты неподалеку от Мостов не справился с управлением автомобилем житель областного центра, имеющий стаж вождения чуть более месяца. Управляя автомашиной «Опель-Астра», он выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомашиной ГАЗ-3309. В результате ДТП водитель автомобиля «Опель-Астра» и двое его пассажиров погибли на месте. Еще трое пассажиров получили телесные повреждения различной степени тяжести.

Одна из главных причин произошедшего — невысокое мастерство вождения начинающих автолюбителей, возможно, низкий уровень их подготовки, считает начальник ГАИ.

Для того чтобы ужесточить подходы к оценке подготовленности будущих водителей во время сдачи экзаменов после окончания автошкол, исключить роль человеческого фактора, почти во всех районах области этот процесс стали фиксировать с помощью видеорегистратора. С одной стороны, это сдерживает тех экзаменаторов, которые, может, и хотели бы закрыть глаза на недочеты курсантов. С другой — позволяет объективно разрешать возникающие спорные ситуации, когда не сумевшие сдать экзамен люди сомневаются в объективности сотрудников автоинспекции. Вскоре видеорегистрацией будут охвачены все районы.

Свою роль играет и целенаправленная система пропаганды, убеждены в ГАИ. Еще с начала прошлого года специалисты стали активно работать над формированием сайта ГАИ Гродненского облисполкома в Интернете. Сейчас уже стало правилом: информация о происшествиях, сопровожденная фото- и видеосъемками, появляется в течение нескольких часов. Все желающие могут высказать по их поводу свои комментарии и предложения, и многие этим пользуются.

В итоге сайт гродненской Госавтоинспекции ежедневно посещают примерно 2—2,5 тысячи человек. И это второй показатель по посещаемости в республике.

— В личных же контактах стараемся вести воспитательную работу адресно, целенаправленно, нестандартно, — комментирует Сергей Валерьевич. — Особое внимание уделяем детям, начиная с воспитанников детсадов. Во-первых, их жизнь и здоровье бесценны. Во-вторых, впитав культуру поведения на дороге с малых лет, они вырастут дисциплинированными в этом отношении людьми, которых уже не надо будет приучать к порядку иными мерами. Используем для обращения внимания людей на необходимость соблюдения Правил дорожного движения любую возможность. Вскоре, к примеру, начнем демонстрировать снятые по заказу ГАИ фильмы в нашем кинозале, в здании областной автоинспекции. В ожидании вызова к инспектору водители будут, что называется, воспитываться воздействием «важнейшего из искусств».

В целом же системный подход к наведению порядка на дорогах Гродненщины внедряется не только в рамках деятельности ГАИ. Эта тема постоянно находится на контроле в областном исполнительном комитете, где на самом высоком уровне рассматривается практически каждое серьезное ДТП, изучаются причины, определяется ответственность, разрабатываются меры, необходимые для избежания подобного в будущем.

Под эгидой областной власти в этом вопросе объединяют усилия все заинтересованные структуры, включая правоохранительные органы, отрасли здравоохранения, образования, транспорта и коммуникаций, средства массовой информации. Все они — участники Региональной программы безопасности дорожного движения, которая утверждается и контролируется облисполкомом. В эффективности такого подхода убеждают цифры и факты.

На снимке: сотрудники ГАИ УВД Гродненского облисполкома активно привлекают к охране порядка на дорогах юных помощников.

Фото: Лилия НОВИЦКАЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter