Комбинированная задача для абитуриента

Молодежь рвется к знаниям.
Молодежь рвется к знаниям. Судя по итогам вступительной кампании 2001 года, это уже отнюдь не метафора. Минувшим летом в 44 государственных вуза было подано более 128 тысяч абитуриентских заявлений. Средний конкурс по республике составил 3,4 человека на место (в 2000-м - 2,7). В 12 вузах заявлений от медалистов и обладателей дипломов с отличием оказалось больше, чем контрольные цифры приема. Несмотря на весьма туманные, по мнению специалистов рынка труда, перспективы трудоустройства, у ребят по-прежнему самой большой популярностью пользуются юридические, экономические и медицинские специальности. Впрочем, набирает силу и другая тенденция: на 4,2 процента увеличилось число желающих поступить на инженерно-технические специальности.

Каковы итоги "летнего штурма"? Вступительные испытания выдержали немногим более 60 процентов соискателей студенческих билетов. Четверть абитуриентов завалили письменные экзамены по химии и математике. Не знают толком про метод электронного баланса и окислительно-восстановительные реакции, не могут составить уравнения в ионной и ионно-молекулярной формах, да к тому же плохо считают. Неудовлетворительно оценено 15 процентов диктантов по русскому или белорусскому языку - хромает пунктуация. И, как выясняется, дело не только в нерадивости вчерашних школьников, но и в несовершенстве отечественных учебников: это ж надо умудриться изложить элементарные правила так, чтобы народ с высшим гуманитарным образованием разобраться не мог... Тем, кто нынче собирается сдавать физику, есть резон обратить внимание на решение комбинированных задач, расчет электрических цепей и емкостей конденсаторов.

Пожалуй, главным итогом прошедшей вступительной кампании можно считать изрядную либерализацию правил приема. Впервые абитуриенты получили право одновременно поступать в несколько вузов, чем не замедлили воспользоваться: 37 процентов их представили в приемные комиссии копии документа об образовании. 6 тысяч человек стали студентами по итогам централизованного тестирования.

Потенциальные абитуриенты-2002 еще сидят за партами, а вузы уже готовятся к очередной вступительной кампании. Сейчас активно обсуждаются изменения в правилах приема. Этим летом приемные комиссии с трудом справились с большим потоком абитуриентов. Ребята поступали в вузы разных городов, а чтобы везде успеть, предоставляли комиссии... фиктивные медицинские справки для переноса экзаменов. Плюс к этому нереальные сроки подачи оригинала документа об образовании, отсутствие информации о реальных шансах поступить в конкретный вуз, а в итоге - масса конфликтных ситуаций. Хочется надеяться, к очередной вступительной кампании эти проблемы будут решены. Идея - экзамены 2002 года провести в два потока: вначале - в наиболее престижных вузах, среди которых, к примеру, значатся БГУ, БГПА, Академия управления при Президенте, Минский лингвистический университет, Белорусский государственный медицинский университет и другие, в основном столичные, учебные заведения; а следом - во всех остальных вузах. Многие ректоры "за". Оппоненты же новшества считают, что в итоге лучшие абитуриенты и соответственно студенты достанутся столице. А как же региональные вузы, где готовят кадры под потребности региона - им ведь тоже нужны толковые ребята?

Попытка ввести обязательный экзамен по иностранному языку закончилась экспериментом по замене его на белорусский (русский) язык. Эксперимент коллегия Министерства образования признала неудачным и, более того, противоречащим самой идее введения такого экзамена. Но от идеи, судя по всему, отказываться никто не собирается. В этом году при поступлении в ведущие вузы иностранный придется сдавать, станут ли экзаменовать по нему остальные учебные заведения, пока не ясно.

Целевой набор уже давно стал притчей во языцех. Сколько ни корректировали документы, его касающиеся, сколько ни пытались создать среди целевиков конкурс, увы... Более того, контракт может быть студентом расторгнут, что, кстати, нередко и делается аккурат накануне распределения. На вполне резонный вопрос, как вузу истребовать с молодого специалиста, не выполнившего своих обязательств, хотя бы стоимость обучения, ответа пока нет. Зато в ректорском корпусе зреет недовольство большим количеством абитуриентов-льготников (один из ректоров насчитал таковых около 20 категорий). В Минском лингвистическом университете нынче, к примеру, при плане набора на переводческий факультет 25 человек было 38 претендентов-льготников. "С этим надо что-то делать", - убеждена ректор лингвистического университета Наталия Баранова. И не только она.

В будущем году сохранится раздельный конкурс для городских и сельских выпускников. Благодаря ему студентами стали более 30 процентов ребят из провинции. Более того, раздельный конкурс предполагается распространить на все специальности. В пяти белорусских вузах продолжится эксперимент с 10-балльной оценкой знаний на вступительных экзаменах, причем на "десять" в них будут оценивать и учебные успехи тех, кто станет студентом. Что касается тестирования, то, по прогнозам, число желающих проверить свои знания с помощью машины увеличится раза в два (в этом году было выполнено около 32.000 тестов), а список предметов пополнят английский язык и химия.

Окончательно правила приема в вузы должны быть утверждены в январе. С каждым годом они становятся все более демократичными, а сама система приема - более прозрачной. Ну а главным критерием при поступлении по-прежнему остаются знания.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter