«Формула-1». Гран-при Японии

Команда «Ред Булл» досрочно стала 6-кратным чемпионом

Эту новость вполне можно назвать долгожданной. Но не потому, что ее так долго и с нетерпением ждали. А потому, что это давно уже стало очевидным, учитывая, насколько быстры в этом году машины «Ред Булл», победившие во всех гонках сезона за исключением одной, в Сингапуре, на предыдущем этапе. И заметьте, это случилось задолго до окончания сезона, ведь впереди нас ждут еще 6 увлекательных гонок с пятью переездами команд с континента на континент.

Ландо Норрис был лучшим после действующего чемпиона

Как бы высоко ни ценились чемпионские звания в «Формуле-1» в личном зачете, основные дивиденды команды-участницы получают за победы именно в Кубке конструкторов. 20 лет назад никто себе и представить не мог, что совсем скоро в ряды легендарных гоночных коллективов затешется «конюшня» с несколько странным названием «Ред Булл» и еще с более странным видом основной деятельности: производство энергетических напитков. Но увлеченный гонками этого элитного чемпионата австрийский бизнесмен Дитер Матешиц решил воплотить свою давнюю мечту. На базе средненькой по тем временам команды «Ягуар» будущий хозяин и руководитель успешной бизнес-модели сумел создать целый гоночный конгломерат, который принес на сегодняшний день уже 6 титулов в командном зачете.

Причем в этом году он достался настолько легко и досрочно, что чуть было не убил всю интригу чемпионата «Формулы-1». Хорошо еще, что помимо команды «Ред Булл» и ее действующего чемпиона в пелотоне осталось место для подвигов другим гонщикам. Именно эти другие и приносят нам живой, настоящий спектакль сражений за позиции, за оставшиеся места на подиуме. И их борьба куда более интересна для зрителей, чем постоянное доминирование одного гонщика из одной и той же команды.

Японская Сузука аплодирует «МакЛарен»

После зимних тестов этот гоночный коллектив из Великобритании выглядел, прямо скажем, никудышным. Лишь на 3-й гонке ее лидеру Ландо Норрису и юному дебютанту Оскару Пиастри удалось заработать первые очки. А настоящий первый успех, за который получают наградные кубки и распивается шампанское на подиуме, пришлось ждать более 4-х месяцев. Только на 10-м по счету этапе в Сильверстоуне, который проходил в рамках британского Гран-при на фактически домашнем для «МакЛарен» автодроме, Норрис сумел завоевать второе место, поделив подиум с победителем гонки, действующим чемпионом Максом Ферстаппеном и бронзовым призером, обладателем 7 чемпионских титулов Льюисом Хэмилтоном.

Льюис Хэмилтон еще сохраняет шансы стать вице-чемпионом в этом году

К нынешнему моменту эта «конюшня» сумела уйти из опасной зоны близости к аутсайдерам, и хотя пока еще занимает 5-е место, проигрывая почти 50 очков выступающей под канадским флагом команде «Астон Мартин», она, по моему убеждению, способна реально завершить этот сезон, войдя в четверку сильнейших команд.

В подтверждение моих слов на последних двух этапах гонщики «МакЛарен» заработали на двоих 57 очков. Более того, если в Сингапуре лишь Ландо Норрис был на подиуме, то в Японии пилоты британской команды были там уже вместе.

У Макса Ферстаппена нет поводов для огорчений в этом сезоне

Конечно, рассчитывать на победу в этой гонке было бы крайне оптимистично. Но вот обеспечить себе старт со 2-го и 3-го мест и затем также финишировать, лишь поменявшись друг с другом местами, Оскар Пиастри с напарником сумели. Австралийский дебютант не скрывал своей радостной улыбки, сразу после финиша давая интервью в составе тройки победителей Гран-при. Это его первый в карьере «Формулы-1» подиум. Достался он не так легко, как скажем, победа Макса Ферстаппена. Зрители охотно поддержали успех австралийца, назвав его гонщиком дня.

В Катар за титулом

Сомневаться в том, кто станет чемпионом этого сезона в личном зачете, уже не приходится. В шести оставшихся гонках будут разыграны 150 очков, в трех субботних спринтах еще 30. Добавим сюда возможность получить за быстрые круги еще 6 очков, итого на кону 186 очков. А единственный, кто чисто теоретически еще сохраняет шансы составить Максу Ферстаппену конкуренцию в борьбе за титул,– это его напарник Серхио Перес, который отстает от голландца на 177 очков.

У Серхио Переса нет поводов для радости после Гран-при Японии

Так что отправляясь из Японии в Европу домой, чтобы оттуда уехать в Катар на следующий этап, команда «Ред Булл» наверняка повезет с собой и атрибуты для празднования будущего чемпионства своего голландского героя. В Сузуке после финиша Макса Ферстаппена на первом месте, принесшего 6-й чемпионский титул австрийской «конюшне», ее руководство надело специально подготовленные по этому поводу майки. Почему бы не подготовиться заранее и к празднику по поводу 3-го чемпионского титула Макса Ферстаппена?!

Казалось бы, имея столь очевидное преимущество в чемпионате и будучи без пяти минут обладателем очередного титула, Макс должен был бы быть чуть более великодушным по отношению к уже бывшим, по сути сказать, конкурентам. Ничто не мешает ему, например, на старте вести свою гонку, не атакуя на грани фола соперников, которые пытаются организовать действующему чемпиону хоть какое-то противостояние. Но голландец по-прежнему излишне агрессивен по отношению к конкурентам и даже не может допустить мысли, чтобы кто-то его мог опередить хоть на какое-то время. Быть первым – это в крови Макса с его самого раннего возраста.

Чуть позже среагировав на погасшие стартовые огни в Сузуке, гонщик «Ред Булл» сразу же попытался вытеснить с трассы вправо лучше стартовавшего Оскара Пиастри. Дебютант «МакЛарен» вынужден был раньше затормозить, чтобы не допустить столкновения с лидером гонки. Затем уже на торможении перед первым поворотом Ферстаппен рванул руль влево, чтобы не дать возможности совершить обгон по внешней траектории другому пилоту британской «конюшни». Теперь уже Ландо Норрису пришлось уворачиваться от столкновения с Максом. Некоторое время обе машины шли параллельно в связке двух первых поворотов, но затем «Ред Булл», имея откровенное преимущество в скорости, вышел вперед и уже вплоть до финиша оставался в лидерах.

В этом стартовом эпизоде проявился Макс Ферстаппен во всей своей красе. А ведь его машина позволяла ему в спокойной манере опередить соперника или даже обоих пилотов «МакЛарен» чуть позже. На финише гонки голландский чемпион имел преимущество почти в 20 секунд. При этом на последних кругах, показав лучший круг и заработав дополнительное очко, голландец ехал не в полную силу, ибо в этом не было необходимости.

Знающие характер Макса усмехнутся, прочитав мои строчки. Ферстаппен и великодушие к соперникам? Что вы! Это ведь несовместимые понятия. Макс – это скорее робот-терминатор, который, получив самую совершенную технику себе в руки, просто должен сразу уничтожать всех, кто только пытается встать на его пути. Вот такой образ чемпиона «Формулы-1» и нравится нынешнему молодому поколению болельщиков, избравших себе кумиром этого голландского парня.        

Шарль Леклер в мечтах о подиуме

Начиная гонку в Японии со второго ряда, Шарль Леклер на своем «Феррари» вполне мог рассчитывать побороться если и не за победу, то по крайней мере за подиум. На старте монегаску удалось избежать коллизий, которые развернулись как раз позади него: Серхио Перес, провалив старт и пропустив вперед себя Карлоса Сайнса, пытался защитить свою позицию от атаки Льюиса Хэмилтона, выталкивая британского чемпиона на траву. Но в тот момент «Мерседес» Льюиса был уже впереди мексиканца, и «Ред Булл» Серхио получил повреждения переднего крыла.

Фернандо Алонсо делится опытом с Джорджем Расселом   

После первого пит-стопа Леклер без особого труда сумел красиво обойти «Астон Мартин» Фернандо Алонсо и «Альпине» Эстебана Окона, которые за счет более ранней остановки в боксах оказались впереди пилота скудерии. За 6 кругов до финиша Шарль обогнал ещёе и Джорджа Рассела, который на старых шинах с тактикой одного пит-стопа оказался на пути монегаска. Британец не смог удержать позицию перед атаками более быстрых соперников. Таким образом, последние круги Леклер ехал в мыслях о подиуме, выдавая желаемое за действительное. Увидев, что с одной из машин «Ред Булл» возникли проблемы, и она сошла с дистанции, пилот «Феррари» наивно предполагал, что это был болид Макса Ферстаппена.

И лишь перед самым финишем Шарль понял, что ошибался, и финишную черту он пересек не на 3-м месте, а на 4-м. Впрочем, даже если бы он не ошибся и попытался все же попасть на подиум, то вряд ли бы ему это удалось. Отставание от очень быстрого в этот день Оскара Пиастри на финишной черте составило почти 8 секунд, которые «Феррари» Леклера не смог бы сократить без вмешательства машины безопасности.

Узнав о мечтаниях пилота скудерии, в которых он искренне признался журналистам во время послегоночного интервью, мне вспомнилась фраза из классики литературы, в которой «надежды юношей питают…». Именно это состояние и испытывал очевидно Шарль в прошедшее воскресенье, утюжа километр за километром длинную 300-километровую дистанцию японского автодрома на своем алого цвета болиде.

Шарль Леклер на «Феррари» и Серхио Перес на «Ред Булл»

Пропускать или не пропускать напарника?

Быть или не быть? Пропускать или не пропускать? Стоять перед подобным выбором частенько приходится пилотам «Формулы-1» во время гонок. Были времена, когда подобная командная тактика была запрещена. Правда, это не мешало «конюшням», маскируя свои приказы из боксов под благовидным предлогом, все равно заставлять своих подопечных действовать в интересах команды, а не только ради собственных амбиций. Теперь же командная тактика считается нормальным явлением, и руководство гоночных коллективов вправе приказывать пилотам, как себя вести по отношению к своим напарникам.

Другое дело, что не все пилоты сразу соглашаются выполнять эти приказы. А есть и такие, которым приказывать бесполезно и даже опасно. В этом плане Макс Ферстаппен – яркий тому пример. Он не приемлет никакого давления на себя со стороны руководства «Ред Булл», если речь идет о том, чтобы уступить позицию. Макс всегда хочет оставаться впереди, чего бы это ни стоило ему или команде. Поэтому командный мостик австрийской «конюшни» действует в случае необходимости, исходя из этой аксиомы. И если надо избежать борьбы между напарниками, то в «Ред Булл» найдут другие способы изменить расстановку на трассе, не прибегая к приказам для Макса. Такова реальная действительность.

Но действующий чемпион у нас один. Поэтому для остальных пилотов «Формулы-1» командная тактика – это не пустой звук. Это желание «конюшен» заработать побольше очков, чтобы в конечном итоге получить больше денежных бонусов по итогам года.

В Сузуке тактические схемы взаимодействия между пилотами мы наблюдали сразу у нескольких команд. Например, у «Мерседес». Если в начале гонки пилоты немецкой команды могли откровенно бороться между собой, то к концу дистанции в этом уже не было необходимости. Джордж ехал на старых изношенных шинах, и было очевидно, что он вряд ли сможет удержать за собой уже подъехавших на дистанцию Льюиса Хэмилтона и Карлоса Сайнса. И тогда его попросили с командного мостика, чтобы он пропустил вперед себя более быструю машину напарника.

Оскар Пиастри в Сузуке впервые поднялся на подиум

Рассел хотел было не согласиться, мол, давайте оставим как в предыдущей гонке и доедем до финиша, не меняя порядка. Действительно, в Сингапуре до того момента, как Джордж совершил ошибку на последнем круге и улетел в отбойники, Льюиса Хэмилтона попросили не оказывать излишнее давление на напарника и не пытаться его обгонять до финиша. Но в Сузуке ситуация была иная. Скорость машины Джорджа была явно ниже, чем у Льюиса и Карлоса. И был большой риск, что испанец на своем «Феррари» обойдет обоих пилотов «Мерседес». Второй раз просьба к Расселу была от его руководства уже в форме приказа. Джорджу ничего не оставалось сделать, как подчиниться.

Кстати будет отметить, что только Льюис объехал чуть посторонившегося напарника, как его самого попросили оказать помощь Расселу. Только теперь Льюис должен был замедлиться, чтобы машина Джорджа оставалась от него в интервале не более секунды. Это бы позволило тому использовать систему DRS и ехать чуть быстрее, чем то позволяли старые шины на его «Мерседес». Хэмилтон пусть неохотно, но все же согласился на такую помощь. Правда, результатов она не дала. «Феррари» Сайнса был настолько быстрее, что без особого труда обогнал болид Рассела. Льюису едва удалось самому удержать свою позицию от атак пилота итальянской скудерии. Борьба была острой, но корректной. Причем это было сражение всего лишь за 5-е место.

Просьба пропустить без боя машину напарника имела место и в команде «МакЛарен». Это произошло на середине дистанции. Оскару Пиастри просто сказали, что Ландо Норрис едет быстрее. Австралийский дебютант не стал противиться и выполнил просьбу командного мостика. Справедливости ради отметим, что болид Норриса действительно был значительно быстрее в тот момент. Едва проехав напарника, Ландо тут же умчался вперед, и на финише пилотов британской «конюшни» разделяли уже 17 (!) секунд при равных тактиках с двумя остановками в боксах.

Пьер Гасли на своем «Альпине»

А вот командная тактика в «Альпине» вызвала недовольство Пьера Гасли. Выиграв квалификацию в дуэли со своим напарником, Пьер рассчитывал, что у него на эту гонку будут преференции со стороны команды. Оказавшись по ходу событий Гран-при позади Эстебана Окона, но имея более новые шины, Гасли действительно получил в какой-то момент поддержку своего командного мостика: Эстебана попросили пропустить без сопротивления Пьера на последних кругах, чтобы тот попытался атаковать Фернандо Алонсо. Окон выполнил просьбу, но Гасли так и не удалось навязать борьбу испанскому чемпиону. В результате руководство «Альпине» на последнем круге решило восстановить справедливость и приказало Пьеру обратно поменяться позициями с напарником. Это ничего не меняло в плане заработанных очков. В любом случае у «Альпине» были 9-я и 10-я позиции на финише, за которые команда получала 3 (2+1) зачетных очка.

Но Пьеру Гасли подобное решение не понравилось. Впрочем, меня это не удивляет. Я знаком с этим гонщиком еще во времена, когда он гонялся в молодежных чемпионатах. И Пьер, как и многие другие пилоты его поколения, всегда был нацелен на победу таким образом, что не гнушался и излишней дерзостью по отношению к соперникам на трассе, был непослушным в плане выполнения «просьб» командных мостиков и очень редко когда был самокритичен в оценке собственных поступков. Что же касается его отношений с Эстебаном Оконом, то не будем забывать, что давний конфликт в стиле «Монтекки и Капулетти» долгое время оставлял семьи этих гонщиков практически без общения между собой. Даже сейчас в команде «Альпине» существует директива руководства, предписывающая родителям Пьера и Эстебана не присутствовать одновременно на этапах «Формулы-1». Вот такая шекспировская история на новый лад.

До следующей гонки осталось менее двух недель, и вряд ли я ошибусь, предположив, что интерес к чемпионату не пропал. Борьба на подступах к подиуму каждого Гран-при продолжает быть острой, непредсказуемой, заставляя ошибаться даже опытных пилотов, как это было с Серхио Пересом в Сузуке.

Началось все со столкновения на старте с Льюисом Хэмилтоном, затем 5-секундный штраф за обгон Фернандо Алонсо в режиме машины безопасности, затем еще она авария и еще один штраф. В конечном итоге еще и штрафные баллы в дисциплинарную карточку, и спровоцированная этим неудачным выступлением в Японии волна слухов о предстоящей отставке мексиканского гонщика. Правда, она была несколько снивелирована успокаивающими комментариями Хельмута Марко, который заверил журналистов, что Перес остается неотъемлемой частью «Ред Булл» на следующий сезон. Но дыма без огня не бывает. Если Серхио выдаст на гора еще один подобный гоночный уикенд, то вряд ли ему удастся сохранить свое место в чемпионской «конюшне» на следующий сезон. Так и хочется сказать ему: «Дерзай, Чеко! Пора возвращаться в форму, показанную тобой в начале сезона».

Стартовые коллизии, Спа-2023: из личного архива автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter