Команда, без которой трудно жить

О том, как можно сидя играть в волейбол и верить в лучшее

О том, как можно сидя играть в волейбол и верить в лучшее


Могилевчанке Галине Радьковой было всего 20 лет, когда случилось несчастье: после родов ее парализовало. Сначала жутко разболелась поясница, но медики заверили молодую маму, что такое иногда бывает и для тревоги особых поводов нет. Однако через три дня у Гали, родившей сына, отказали ноги.


— Я была на грани отчаяния, — вспоминает Галина Анатольевна. — Совсем молодая, до этого вообще не болела, к врачам не ходила, со школьной скамьи занималась волейболом, легкой атлетикой. А тут такое... Сесть и то сама не могла. Жить не хотелось, пока вдруг не осознала: надо бороться. Ради ребенка.


Выстоять, победить страшный недуг Галине помогали друзья, муж, родители и ее бывший тренер по легкой атлетике. Прямо в больницу (там она проводила 2 — 3 месяца, затем — неделю дома, после чего опять — больничная койка) притащили матрасы, клали Галю на пол, учили ползать. И дома комнату под спортзал переоборудовали: по стенам веревки натянули, чтобы, когда одна будет, смогла вниз спускаться.


Примерно через полгода усиленных тренировок Галина заново научилась ходить. С костылями. Сейчас ей 53 года. Она работает и передвигается вполне уверенно. Говорит, что помогли ей в этом добрые люди и, конечно, физкультура. Каждую субботу Галина Анатольевна отправляется в спортзал, где с такими же, как и сама, людьми с ограниченными возможностями играет в волейбол. Сидя.


— Команды по сидячему волейболу давно были в Минске, Витебске, Бресте, — рассказал мне председатель Могилевского областного физкультурно–спортивного клуба по работе с инвалидами Александр Осипов. — Наш клуб входит в состав Паралимпийского комитета. Здесь разные спортивные секции: шашки и шахматы, легкая атлетика, настольный теннис, плавание... Всего — 20 видов. А вот сидячего волейбола до прошлого года не было. Из–за того, что работать с такими людьми было некому. Мало того, что наши тренеры о таком виде спорта даже не слышали, так ведь не каждый еще и согласится бесплатно после основной работы заниматься.


Тренера все же нашли. До начала тренировок Михаил Шафрановский съездил в Брест, посмотрел, как там проходят занятия по сидячему волейболу. Потом собрал мужскую, а затем женскую команду (к слову, в Минске есть только мужская). Теперь не только тренирует людей с ограниченными возможностями (у кого–то протез вместо руки, у кого–то — вместо ноги, у кого–то проблемы с позвоночником), но и вместе с ними ездит на соревнования.


— Они уже и в Витебске на товарищеской встрече были, и в Минск на Открытый чемпионат страны съездили, — рассказывает Александр Осипов. — Сейчас вот будем принимать у себя витебчан. Кстати, в Минск на чемпионат приезжали волейболисты из Москвы. Сильная команда, почти все в прошлом — профессиональные спортсмены, которым пришлось проститься со спортом из–за травм после аварии, несчастного случая. В нашей команде из профессионалов только Владимир Ковалев. Бывший дзюдоист, которому просто не повезло: его, стоявшего на остановке, сбил пьяный водитель. В итоге Владимир Иванович лишился ступни...


Сергей Некрепкин с виду — сильный, крепкий мужчина. Высокий, широкоплечий... Никогда бы не подумала, что у него серьезные проблемы со здоровьем.


— А вы на ноги мои посмотрите, — 38–летний Сергей Викторович приподнимает спортивные брюки, и я вижу, что к его кроссовкам крепятся какие то крючки и шнурки. — Ступни совсем не слушаются, вот я и придумал такой необычный способ: привязываю один конец шнурка к ноге чуть ниже колена, а второй закрепляю на кроссовках. Так ходить легче. И с руками у меня не все хорошо: медленно прогрессирующее заболевание, основной признак которого — атрофия мышц. Если бы не постоянные тренировки, не знаю, как бы жил... А так и ручку могу держать, и с мячом управляюсь неплохо, да и по дому все, что надо, делаю сам.


Сегодня в сидячий волейбол в Могилеве играют 13 человек.


— Немного, конечно, — соглашается тренер необычной команды Михаил Шафрановский. — Но это ведь только начало. Я и сам удивляюсь, как нам за полгода удалось две команды создать — и мужскую, и женскую. Ведь многие люди с ограниченными возможностями стесняются, предпочитают сидеть дома, хотя это неправильно. Они должны жить нормальной, полноценной жизнью. Правда, теперь к нам потянулась молодежь. Сегодня в волейбол играет 17–летний Владислав, у которого ДЦП, к нам пришла инвалид III группы, студентка первого курса Белорусско–Российского университета Катя Бублей. Ребята говорят, что занятия помогают: и физически лучше себя чувствуют, и эмоционально стали не такими зажатыми.


На занятия некоторые спортсмены приходят семьями: с женами, детьми. Галина Анатольевна поначалу появлялась в сопровождении племянницы. Теперь на тренировках с ней всегда внук. Саше и четырех лет не исполнилось, но он — прекрасный помощник. Если мячик далеко укатился, мальчик быстро вернет его команде.


— Спасибо тренеру, что свое личное время на нас тратит, — благодарят Михаила Шафрановского его подопечные. — Он ведь работает старшим преподавателем на кафедре физвоспитания и спорта Белорусско–Российского университета, а с нами по субботам возится. Бесплатно. Зарплату за это ему не начисляют.


— Да что вы, — смущается Шафрановский. — С вами работать одно удовольствие!


— От этих людей столько позитивной энергии идет, — обращается он ко мне. — Тренировок не пропускают, выкладываются на полную катушку, на критику не обижаются. А благодарить не меня надо, а областной ФСК — за хорошую идею. И еще — руководство Белорусско–Российского университета за то, что помещение под спортзал выделило. Арендовать спортзал нынче дорого, а с нас денег не берут. Есть, правда, одно неудобство — тренируемся на четвертом этаже, а лифта в здании нет. Сами понимаете, моим ребятам не очень удобно до спортзала добираться. Надеемся, что скоро переедем на первый этаж. Сетовать на трудности — удел слабых. Надо всегда верить в лучшее — этому правилу я научился у своих подопечных.


Фото Николая ТИТОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter