Колыбель для кошки

Художественная галерея "Золото", открывшись в Минске почти полтора года назад, не имела, по-моему, никаких шансов на успех.
Художественная галерея "Золото", открывшись в Минске почти полтора года назад, не имела, по-моему, никаких шансов на успех. Во-первых, из-за своего купеческого названия, навязанного ей, правда, обстоятельствами (галерея и магазин - под одной крышей), но что до этого публике? Во-вторых, ее адрес - Сурганова, 16. Это далеко не фешенебельная улица, а трудовая, рабочая, с узким тротуаром и вечным ревом грузового транспорта. Там толкутся в основном те, кто ожидает скоростного автобуса на рынок в Ждановичи, чтобы купить дешевую провизию, а не штучное произведение искусства. В-третьих, в Минске вообще слабо развит художественный рынок - реальных покупателей искусства у нас пока мало, очень мало. В-четвертых, даже само открытие галереи не обошлось без ЧП: один из гостей, неосторожно "махнув крылом", разбил скульптуру известного мастера Слободчикова. Тесновато там в галерее, скажем откровенно, без размаха. Ну, допустим, про упавшую скульптуру - это я немного иронично, чтобы подчеркнуть: реальных "не" у "Золота" полтора года назад было больше, чем реальных "за". Тогда почему же это скромное местечко становится все более привлекательным для столичных интеллектуалов и эстетов?

Думаю, именно благодаря парадоксальному несоответствию формы и содержания. По общей атмосфере местности здесь бы в самый раз открыть салончик художественных поделок для "прихоти обильной" тех, кто идет сюда отовариваться золотым и серебряным металлом. Но арт-менеджер Олег Максимов в пику обстоятельствам гнет и гнет свою линию "от кутюр": в его зале - только самые изысканные художники, нерастиражированные имена, утонченные экспозиции. В общем, по гениальному выражению одного классика мировой литературы, все это называется "колыбелью для кошки", то есть игрой для посвященных, которые, несмотря на возраст, погоду и безденежье, могут позволить себе озираться по сторонам, а то и остановиться, посмотреть, подумать, а иногда чему-то и научиться. В общем, для счастливых людей работает эта галерея.

И народ подтягивается к ней из разных точек города. Тем более что "правила игры" все время обновляются. Недавно г-н Максимов устроил в "Золоте" вернисаж с голосованием, так сказать, арт-рейтинг. Из 10 выставленных картин зритель должен был выбрать лучшую, отметить это в специальном бюллетене и опустить документ в запломбированную урну. Акция вроде довольно безобидная: мы выбираем, нас выбирают. Но каково художникам увидеть свою фамилию не в начале, а в конце списка? Большинство из живописцев поэтому, наверное, к дню торжественного подсчета голосов на вернисаж не явились. Выборы в галерее - это, конечно, шутка. Но в каждой шутке лишь доля шутки. Увы. Правильно, творческое самолюбие следует щадить. Зато публика была в эйфории. Купить - большинству это не по карману, но высказать свое мнение ведь хочется...

Победил Сергей Римашевский. Вот и верь после этого народной мудрости, что, мол, публика - дура. Нет! Снайперское попадание. Молодой художник этот на прицеле у нескольких зарубежных галерей. По сути, в Минске Римашевский уже не продается. Ангажирован, говорят, Голландией и США. Однако посмотреть его работы еще возможно. "Золото" предоставило сейчас ему в награду зал на две недели для персональной выставки. Лично для себя я давным-давно избрала такой критерий для оценки художественных произведений: удивляет или не удивляет. Римашевский удивляет. Его смешной, грустный, пронзительный, немного "чарличаплинский" мир маленьких взрослых, или, вернее, умудренных опытом детей, так неожиданно светел и чист... И потом: ведь профессионально, ведь мастерски выполнены. А это, знаете ли, тоже большое наслаждение.

Искусство - ложь, которая помогает понять истину. А истина, кажется, в том, что благодаря маленьким галереям и большим художникам надежда на гармонию в нас по-прежнему не иссякла.

На снимке: художник Сергей Римашевский.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter