Колонка редактора. Много шума. И ничего!

Когда-то я позволил себе пассаж, вызвавший раздражение коллег.
Когда-то я позволил себе пассаж, вызвавший раздражение коллег. Я написал, что московский Кремль - это такая инфернальная территория, что если бы даже Валерию Новодворскую назначили министром иностранных дел, то через две недели она считала бы Беларусь "северо-западным краем России"... А напрасно негодовали коллеги, свято уверовавшие в демократизм тех, кто позиционирует себя в качестве больших европейцев. Полагаю, что Александр Иваныч Герцен и сегодня со своими демократическими суждениями выглядел бы на Москве большим оригиналом. Потому что не только не разверзлось небо, но и вообще ничего не произошло после того, как Владимир Владимирович любезно пригласил Беларусь раствориться в безразмерном теле матушки России. Более того, вполне просвещенные господа, вроде Володина, чуть ли не христосовались с не менее взволнованными телевизионщиками, даже не отдавая себе отчета, сколь цинично выглядит их публичный восторг. Да и продвинутые "Известия" тоже не захотели глянуть на себя в зеркало, отметившись заголовком "...Владимир Путин решил политическую судьбу Александра Лукашенко". Этот перл публицистической фантазии если и говорит о чем-то, то скорее всего о том, что московский политический истеблишмент утратил всякое чувство стыда и готов возвести любой звук, произведенный В.Путиным, в ранг торжественной оратории.

Задуматься над самой простой вещью - слыханное ли дело в наши дни всерьез обсуждать сценарии аншлюсов, растворения одних государств в других, доминирование одной Конституции над другой, "полюбовного" изменения границ и политической карты мира? - у многих важных персон в Москве нет на это ни времени, ни желания. Да и сам Владимир Владимирович, признаться, изумил, потому что действовал не как изящный дзюдоист, а как тяжеловес в греко-римской борьбе. Остается думать, что кто-то из его имиджмейкеров просто поленился и блеснул старым, предложив прибегнуть к испытанной методе хозяев Кремля - время от времени удивлять общественность "инициативами". Вроде сокращения ядерных боеголовок, отказа от нейтронного оружия, поголовного искоренения алкоголизма и пьянства и прочей бессмысленной фантастики, на которую были горазды генсеки славной поры. "Инициатива" Владимира Владимировича насчет "референдума", который, по его мнению, вызовет энтузиазм в белорусском обществе, заставляет в середине августа вспомнить про 1 апреля. Ну кто сегодня в Беларуси скажет "да" т.н. "единому государству", если это как минимум означает, что солигорским и брестским парням придется отправляться в Чечню, с хорошей перспективой возвратиться домой в виде скорбного "груза-200"?..

- Тщательнее надо, товарищи, - говорил некогда знаменитый советский сатирик. Хотя все, о чем я пишу, на самом деле совсем не смешно.

Хотя особых оснований для грусти нет. В конце концов, В.Путин подробно остановился лишь на одном варианте из трех. Самом, надо признать, одиозном и, вообще говоря, абсолютно неприемлемом. Но есть ведь и два других варианта, которые вполне могут быть дальнейшим предметом переговоров. Что действительно мешает двум странам и далее всемерно сближаться, не теряя при этом суверенности, не унижая друг друга и последовательно создавая гражданам максимально комфортную жизнь? Не худо поучиться у умудренной горьким опытом старушки Европы. Немцы и бельгийцы, например, на протяжении последнего столетия пустили друг другу немало крови, но в итоге так подружились, что теперь не имеют границ, таможен, марок и франков. Но при этом есть и Германия, и Бельгия, свои президенты и парламенты. Так что граждане двух стран самодостаточны, довольны, по субботам спокойно вояжируют из Берлина в Брюссель и наоборот. Чем мы хуже, почему нам обязательно в случае чего надо вызывать призраки романовской "единой и неделимой России" либо перечитывать на ночь зажигательные "Лiсты з-пад шыбенiцы"? И при этом вслух напевать "Гей, славяне!"?

...В Минске первая реакция на откровения В.Путина насчет "слияния" вполне прогнозируема. Наиболее нервные политики и журналисты, даже не дослушав Владимира Владимировича, принялись радоваться и даже приплясывать. В духе вышепроцитированного заголовка "Известий". Потом, к утру, опомнились и сильно загрустили. Некоторые даже запричитали и стали не к месту голосить "отечество в опасности". Особо одаренные, из тех, что необычайно крепки задним умом, закричали, что мы, мол, так и знали, что это во всем виноват Лукашенко, что нужно валить фонарные столбы, строить баррикады и встретить Путина в духе Вощилы - вилами и косами. В общем, повторяю, реакция вполне предсказуемая. Брожение умов, эмоции и, естественно, постоянная готовность половить рыбку в мутной воде. Ярким образчиком коллективного недомыслия можно считать принятое вчера заявление координационной Рады демократических сил. Право же, стоит процитировать фрагментик этого триллера, напоминающего местами письмо запорожцев турецкому султану: "Демократические силы Беларуси протестуют против аннексии Беларуси. Осуществление этих планов вызовет обострение политической ситуации в Беларуси, большинство населения которой выступает за независимость, приведет к нарушению политической стабильности в Европе, поскольку это будет означать изменение существующих границ. Мы заявляем, что не допустим уничтожения независимой Беларуси, государства с тысячелетней историей, неотъемлемой части европейской цивилизации. Мы требуем немедленной отставки Лукашенко и проведения досрочных демократических парламентских выборов. Мы призываем белорусский народ защитить свое государство..."

Понятно, что ключевыми словами во всем этом нагромождении бессмыслиц и ужасов являются "отставка Лукашенко". Ради этих слов и написан "исторический документ", который вообще-то способен испугать "аннексистов" не больше, чем предсмертный всхлип велосипедного насоса. Но что значит - "в отставку"? Что, со стороны Смоленска действительно приближаются злые стрельцы и только объединенно-гражданский воевода Лебедько, как некогда гетман Константин Острожский, способен дать битву под Оршей? Или действительно нужно принять панацеистую рекомендацию впавших в экстаз "радистов", всенародно прервать летние отпуска и приступить к "досрочным демократическим выборам"? Ей-богу, в отдельности каждый руководитель наших оппозиционных партий производит вполне респектабельное впечатление. Зато когда они собираются вместе, то молниеносно превращаются во что-то такое, прямо скажем, уникальное...

Конечно, нельзя не отметить, что раздаются в Минске и трезвые голоса, напоминающие, что Президент Лукашенко на протяжении восьми лет последовательно занимался укреплением суверенитета. Отбивал хитрые посулы насчет "единого эмиссионного центра", вел сложные маневры для сохранения российского рынка, добивался единых с россиянами тарифов и по мере сил отодвигал неминуемые, казалось бы, энергетические кризисы. А в последнее время достаточно твердо вел переговоры с некоторыми напористыми российскими олигархами, не скрывавшими намерений реализовать в Беларуси апробированные дома финансовые схемы. Чреватые, прямо скажем, тяжелыми социальными последствиями для нашей страны.

Впрочем, особого геройства здесь нет, и обо всем этом не надо говорить с придыханием - в своих предвыборных программах А.Лукашенко обещал работать именно так. Кстати, одним из важных сегментов программ было и остается всемерное сближение с Россией. Но между "сближением" и "слиянием" разница такая же, как между сегодняшней залитой водой Прагой и, например, высохшей как песок далекой Аддис-Абебой...

"Не будем нервничать, и спокойно разберемся", - очень нравится мне эта сентенция одного киногероя. Выслушали мы г-на Путина, начавшего прямо в Кремле свою предвыборную кампанию, и давайте, пожалуйста, спокойно жить дальше.

Как известно, особенно сильно и громко говорят перед выборами и после охоты.

Так что не будем впечатляться.

Никто Беларуси не угрожает, в следующем "раунде" переговоров А.Лукашенко продолжит дискуссию со своим российским коллегой, многочисленные московские рогозины, поверьте, совсем скоро переключатся на другие темы. У нас тоже хватает хлопот - одно 1 сентября чего стоит... А вообще, представьте себе, какой скучной стала бы жизнь, если бы вдруг разом куда-то исчезли политики? Представить невозможно. Так что, пусть говорят...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter