Колбасное дело Николая Шиколая

Бренды знаменитой деревни Мотоль в Ивановском районе — это кожухи и колбасы...

Общеизвестные бренды знаменитой деревни Мотоль в Ивановском районе — это кожухи и колбасы. Но если доминирующая ранее слава мотольских кожухов, порождающая спрос на них, в последние десятилетия практически сошла на нет, то здешние колбасные изделия, наоборот, приобретают все большую популярность, а их производство с каждым годом расширяется.

Сейчас никто не знает, где сокрыты корни пристрастия мотольцев к колбасному делу. Известно лишь что до начала тридцатых годов минувшего века им занимались здесь исключительно представители еврейской национальности. Иудейское вероисповедание не позволяло им использовать в производстве свинину, а потому первоначально мотольская колбаса была только говяжьей. Научиться делать свою, «мужицкую», колбасу из свинины с применением промышленных технологий решил один из православных мотольцев. В 1933 году он поехал в Варшаву (территория нынешнего Ивановского района тогда входила в состав Польши) и прошел курс обучения на одном из современных на то время колбасных производств. Вернувшись на родину, открыл свое дело, положив начало новому направлению в местном искусстве мясопереработки. Говорят, что фамилия этого человека была Шиколай. К своему бизнесу он активно стал привлекать родственников, раскрывал им познанные в Варшаве секреты колбасной кулинарии, придумывал новые самобытные рецепты. Так и сформировался в Мотоле родовой цех колбасных дел мастеров. Поэтому и сегодня в этой второй по величине в нашей республике деревне (после столинских Ольшан, знаменитых своими огурцами) плодотворно работает сразу несколько цехов по производству колбасных изделий с различной формой собственности, руководят которыми Шиколаи.

Директор филиала «Коопром» Николай Шиколай – один из них. Работать в потребкооперацию он пришел в 1967 году. Со временем внес существенные изменения в организацию колбасного производства. Расширение его объемов в 70—80-х годах минувшего века заметно укрепило экономику Ивановского райпо в целом. В 1980 году Николай Миронович возглавил Мотольский филиал и начал развивать и расширять параллельно с колбасным производством другие виды деятельности. И не прогадал. Впоследствии это помогло предприятию пережить трудные годы перехода экономики на совершенно новые принципы работы. За счет других сфер и довольно крепкого экономического положения филиала в целом выстояло в Мотоле колбасное дело и когда обострилась проблема сбыта. И сегодня колбаса мотольской потребкооперации по-прежнему пользуется большой популярностью в Ивановском и соседних районах, а также в Бресте, Минске, других крупных городах республики.

Но нарастающая конкуренция дает о себе знать. Как же ведет среди ее рифов корабль местной кооперации Николай Шиколай? Довольно уверенно, если судить по экономическим показателям последних лет. Одна из важных составляющих экономического благополучия кроется в профессиональном чутье самого руководителя. Ведь не зря два года тому назад Николаю Мироновичу руководство облпотребсоюза вручило диплом за «мудрость, дальновидность и профессионализм в руководстве предприятием». При его вручении вспомнили слова Уилья­ма Шекспира, утверждавшего, что «залог успешного руководства – видеть многогранность будущего, умение предусматривать самые мрачные сценарии». Таким даром провидца обладает Николай Шиколай, инициировавший создание в системе мотольской потребкооперации производства по выпуску сахаристых кондитерских изделий: драже, грильяжа «Лакомка», конфет «Коровка», «Палочка-стукалочка». Он был автором идеи открытия цеха по выпуску кукурузных палочек, швейного, ткацкого и столярного производств, участка по изготовлению гвоздей.

В последнее время все активнее используют жители Мотоля при решении проблем реализации общепит. Тому, какое развитие получила в этой деревне извечно убыточная отрасль, могут только позавидовать в наших больших и малых городах. Ежедневно в кафе «Мотоль» приходит просто пообедать около 25—30 местных жителей. Готовят здесь вкусно, обслуживают быстро и за обед берут сравнительно недорого. Коронное блюдо – «Шурпа по-мотольски», которую никто не приготовит лучше, чем здешние повара Валентина Шкабура и Мария Кульбеда. Кстати, последняя трудится в мотольском общепите уже более тридцати лет. За эти годы она «накормила» не десятки, а сотни свадеб и других торжеств, которые местные жители предпочитают проводить под крышей родного кафе. Очередь на обслуживание таких мероприятий расписана уже до октября, так как, кроме них, подобной услугой не прочь воспользоваться жители Иванова, других деревень района.

Кроме кафе, в Мотоле у здешних кооператоров еще шесть точек общепита. Две «Кулинарии», на въезде и при выезде из деревни, допоздна работающий видеобар «Ясельда», бар «Ля возера», пользующийся большой популярностью в летнее время, так как стоит на берегу водоема. Обслуживают кооператоры в буфете и пациентов местной больницы. Кроме того, есть разъездной павильон, который кочует по всему району (с учетом спроса на продукцию и услуги мотольского общепита). Все это хозяйство за счет торговли и кухни в прошлом году дало 260 миллионов прибыли. Собственный колбасный цех вносит в этот результат свой существенный вклад.

Но что бы ни говорили об оригинальности мотольских колбас, в условиях конкурентной борьбы пошли ли они по пути общей тенденции удешевления за счет качественных потерь? Отвечая на этот вопрос, Николай Миронович приоткрыл некоторые секреты. Главный из них кроется в пищевых добавках, используемых в производстве. Основное их предназначение – накапливать и держать влагу для того, чтобы колбасный батон становился тяжелее при одном и том же расходе сырья. Особенно это характерно для вареных колбас. К сожалению, идти на это производителей заставляет сам покупатель. Отдавая предпочтение более дешевой колбасе, в которой таких наполнителей больше, он тем самым оставляет не у дел поставщика более качественного изделия, и тому ничего не остается, как идти по пути конкурента. Раскачиваясь, этот маятник конкуренции дает попеременно преимущество то одному, то другому производителю, а в итоге качественные показатели колбасы опускаются все ниже и ниже. Мотольские кооператоры стараются держаться в стороне от этого процесса. В вареные колбасы они добавляют лишь самые необходимые белковые компоненты, а в копченых и сырокопченых изделиях не используют их вообще. И все же, если на витрине нет мотольской колбасы, то какую посоветует покупать Николай Шиколай? Ту, которая изготовлена на предприятии с устойчивым и крепким финансовым положением, рекомендует он. Настоящие мастера колбасного дела в убытке никогда не бывают и о своем престиже заботятся порой больше, чем о получении сверхприбылей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter