Кого фильтрует фильтр?

Пожалуй, еще ни одно нововведение не вызывало столько споров, сколько новая тактика ГАИ по выявлению...

Пожалуй, еще ни одно нововведение не вызывало столько споров, сколько новая тактика ГАИ по выявлению правонарушителей. Сценарий операции «Фильтр» известен: проезжая часть сужается до одной полосы и в этой полосе останавливают все автомобили подряд — у водителей проверяют документы, досматривают салоны и багажники машин. Каждый раз столь частая сеть приносит нерадостный улов — попадаются пьяные за рулем, «бесправники», запрещенные к перевозке предметы... Оценив эффективность этого метода, к дорожным патрулям присоединяются борцы с экономическими преступлениями и наркотиками, налоговые инспектора и судебные исполнители. В то же время такая «проверка на дорогах» создает немалые заторы, что вызывает возмущение законопослушных автолюбителей. Авторы «Спорного вопроса» попытались взглянуть на проблему с противоположных точек зрения, выразив мнения сторонников и противников новой тактики ГАИ. Ждем и реакции читателей, имеющих собственное видение волнующей всех темы. Итак:


Не стричь всех под одну гребенку


Мне не нравится сам дух, сама идея операции «Фильтр». Нельзя фильтровать людей, как болотную водичку от примесей. Какую–нибудь муку–крупчатку просеивать можно, людей — нет. Основную неприязнь вызывает то, что в этом случае все водители априори подозреваются в административных преступлениях. А я сильно не люблю, когда меня без всяких оснований подозревают, допустим, в склонности к воровству. Имею в виду тотальную проверку сумок охранниками супермаркетов. Когда слышу от них фразу «портфельчик открываем, показываем», хочется вызвать милицию и подать в суд на того, кто заподозрил меня в мелкой кражонке. С какой стати меня вдруг сочли за вора? Точно такие же чувства испытывал, когда стоял в длинной очереди автолюбителей, вынужденных проходить сквозь сито очередного «Фильтра». У меня в порядке документы, в багажнике нет контрабандных сигарет, техосмотр пройден вовремя... Так почему же я вынужден томиться в искусственной пробке? Что это за наказание без вины?


Знаешь ли ты, Андрей, как выглядит типичная операция «Фильтр»? Три из четырех полос перекрываются, все машины черепашьим темпом ползут сквозь игольное ушко одной полосы, где их еще останавливают для проверки. Что в итоге? Пять–шесть километров затора как до, так и после милицейского кордона. Люди, опаздывающие по своим делам, выезжают на встречные полосы, чтобы объехать это столпотворение. Создаются аварийные ситуации, которые не всегда имеют благополучный исход. Приведу в пример моего знакомого на новеньком «Опеле», который остановился для перестроения в ту самую единственную полосу фильтрации. Через несколько секунд в него въехал водитель, который просто не предполагал, что среди ночи Партизанский проспект могут перекрыть для отлова пьяных водителей. Оба участника этой аварии были трезвы и законопослушны, но в результате стоимость нового автомобиля моего друга уменьшилась в разы! Его «Опель» уже стал машиной, побывавшей в ДТП... Понятно, что страховая компания виновника аварии возместит стоимость ремонта, но кто оплатит огромную разницу в цене машины, выставленной на продажу?


И какова, если разобраться, эффективность этих операций? Читаю очередной отчет: у одного автолюбителя нашли в багажнике тушу лося, у другого — пистолет. Ах, воскликнет несведущий обыватель, как красиво пойманы с поличным бандит и браконьер! Но если вчитаться в этот отчет, то узнаешь, что у «браконьера» было разрешение на охоту и транспортировку добычи, а у «бандита» — легально зарегистрированное оружие с соответствующим документом. Итог многочасового «Фильтра» — пшик! Ну и вывод, что наши граждане в абсолютном большинстве не нарушают законов. Но разве это сенсация? Разве нужно городить огород на дорогах, чтобы прийти к такому открытию? Понятно, если бы в Минске сложилась московская ситуация, когда только ленивый не является нарушителем. Чрезвычайное положение, комендантский час и т.д. Тогда тактика «Фильтра» была бы оправданна. Но сейчас–то зачем останавливать сотни машин ради выявления одного–единственного пьяницы? Не много ли ему чести? Не много ли беспокойства честным людям, никогда не нарушавшим закон?


Тебе знакомо чувство дежа–вю, Андрей? Это когда человек ощущает, что когда–то уже был в подобной ситуации. Я испытал его, когда попал в «Фильтр» при выезде на гродненскую трассу. Минуту мучался, вспоминал, а потом осенило: это же из армейского прошлого! Любимый воспитательный метод наших командиров — если на марш–броске отстает один, то за него отдувается и бежит дополнительный круг весь взвод. Если в казарме насвинячил один неведомый солдат, начальство не ищет виновника: вся рота моет полы. Подразумевается, что коллектив сам вычислит неряху в своих рядах и примерно его накажет. Но армия для меня и множества соседей по пробке закончилась много лет назад. К чему сейчас применять сомнительный метод «все за одного» к людям, у которых в салонах машин престарелые тещи и хнычущие дети? Одно время, я помню, был приказ для ГАИ: останавливать для проверки лишь явных нарушителей или тех, в отношении которых имеются обоснованные подозрения. Виляет машина по полосе — задержи ее. Может быть, за рулем пьяный. Но останавливать всех подряд — это уж слишком. Таким образом можно дойти и до тотальной проверки, например, пассажиров метро. А что? Отключаем все турникеты, оставляем один для прохода, проверяем документы... Глядишь, поймается какой–нибудь злостный алиментщик. Но в результате сотни людей опоздают на работу. Не слишком ли высока цена поимки одного негодяя?


Мне кажется, раз уж ГАИ тяготеет к новациям, пусть вводит должность участкового автоинспектора. Это при нынешней массовой автомобилизации давно назревшая нужда. Такой автомобильный Анискин хорошо бы знал, кто в его районе склонен садиться за руль нетрезвым, кому пришло время проходить техосмотр, у кого вот–вот закончится страховка... Вот это была бы конкретная, адресная польза без причинения излишних проблем законопослушным автолюбителям.


Проверке нужно доверять


Эх, что–то все–таки происходит с некоторыми севшими за руль личного автомобиля... Очень деловыми становятся, болезненно требовательными к арбитрам дорог из дорожной милиции. Такие гонорливые рулевые и об отмене привилегий для пешеходов мечтают, и в каждом гаишнике видят врага–хапугу. И смакуют, как капучино с сахаром, сладкое слово «безнаказанность»... Оттого цепляет автохамов новая тактика ГАИ. Оттого возникают на пустом месте разговоры о «произволе».


Не хочу жечь глаголом сердца всех автолюбителей без разбора, но высокомерие, непомерные амбиции в водительской среде принимают характер эпидемии. Смотри, Роман, не заразись! Ведь вирус дорожного чванства передается путем дурного примера лихачей, шоферов под градусом, а также тех, для кого авто — не средство передвижения, а дань повальной моде эпохи автобума, способ борьбы с собственным комплексом неполноценности.


Кажется, что улицы и загородные шоссе для подобного ограниченного во многих смыслах контингента — участки боев местного значения, в которых непременно должны победить амбиции того, кто наглее. Не буду перечислять тебе очередные трагические ДТП — жуткой хроники более чем достаточно в каждом номере газеты. И без дополнительной шокирующей статистики понятно, что на дорогах идет война. А на фронте, в борьбе за жизни людей, особенно детей, думаю, необходимо активно использовать все законные средства. Спецоперации «Фильтр» — именно из такого арсенала. На минской улице Филимонова, применив тактику суженной полосы, примерно за 2 часа инспектора выявили нескольких т.н. бесправников и пьяных водителей. На въезде в Минск со стороны Долгиновского тракта только за 3 утренних часа сотрудники ГАИ выявили 10 любителей езды без прав и еще четверых хоть и с «корочками», но без достаточно трезвого осознания происходящего вокруг.


«Возможно, такие мероприятия и вносят дискомфорт в дорожное движение и увеличивают время, затраченное гражданами на дорогу до работы, но стоит представить, чем бы закончилась поездка водителей, которых сотрудники задержали за управление в пьяном виде. Велика вероятность того, что их задержание позволило избежать ДТП с тяжелыми последствиями», — с этим суховатым, но, безусловно, компетентным мнением сотрудников Госавтоинспекции спорить совершенно бессмысленно.


Допустим, 99,9 процента будто бы томящихся в очереди на проверку гаишниками граждан — без единого греха на душе. Но разве это повод гневаться на милицейские меры безопасности, измышлять, что спецоперация «Фильтр» напоминает армейский принцип коллективного наказания солдат? Стоит ли пороть горячку на интернет–форумах, жалуясь на «ментовской беспредел» (к слову, не устаю дивиться блатному жаргону щуплых студентов и менеджеров), на то, что кто–то где–то напортачил, а «отжиматься» вынуждены невинные люди? Я не видел еще ни одного водителя, которого во время «фильтрования» заставляли бы принимать упор лежа на асфальте, топтать сапоги в противогазе, пока составляется протокол на какого–то «бесправника».


Напротив! Все чинно сидят, ожидая вежливого инспектора: кто музыку в теплом салоне слушает, кто сайты мониторит. Пассажиры, водители в ридеры углублены, по мобильникам общаются, кино на ноутбуках смотрят. Идиллия? Нет, «Фильтр» не способствует всеобщей приязни, братанию, слезам радости от сюрпризной встречи гражданских с милиционерами. Кто–то, к примеру, опаздывает на работу, негодует. Но есть подозрение, что иные лукавят: в другой ситуации запросто могут наплевать на свои контрактные 9.00 ради лишних десяти минут сна, решения семейных проблем. А тут просто подворачивается повод лягнуть гаишников. Потому, кстати, и стараются офицеры не накалять обстановку, «фильтровать» транспорт на своих мобильных «блок–постах» оперативнее. И абы кого тоже не останавливают. Как сообщается, для проведения спецоперации используется прибор «АвтоУраган», который с помощью цифровой камеры распознает в потоке легковых машин, автобусов и грузовиков номерные знаки. Прибор подключен к ноутбуку, который «пробивает» номер по базе данных. Система, в частности, сверяет информацию с «черным списком» нарушителей... А дальше — дело техники. Совесть чиста? Счастливого пути!


Хорошо, что в «Фильтре» стали принимать участие и сотрудники наркоконтроля, ОБЭП, судебные исполнители, налоговики. Все ведь делается для профилактики. Наши силовики, как некоторые их коллеги, скажем, из Москвы, не ждут, когда гром грянет, когда «заговорит» оружие из тайников в багажниках. И отрадно, что спецоперация не проводится под грифом «Совершенно секретно»: любой водитель может фиксировать ее малейшие нюансы хоть на мобильник, хоть на авторегистратор. Считай, что каждый офицер с жезлом сам проходит через общественный «фильтр».


А тем, кто, излишне передергивая, считает его узурпатором, похитителем времени, советую наконец уяснить, в каком тревожном мире мы живем. Без проверок на дорогах, профайлингов в аэропортах, бдительного фейс–контроля в общественных местах, патрулей в злачных переулках, металлодетекторов на стадионах мы не сможем чувствовать себя в полной безопасности. Ну и прослывем «фраерами», «лохами» (читай — наивными союзниками) в среде истинных злодеев.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter