Когда железо отрекается от самого себя

У каждого природного материала есть свой внутренний, я бы сказала, языческий смысл.
У каждого природного материала есть свой внутренний, я бы сказала, языческий смысл. Дерево - защита и покой. Железо - агрессия и неприступность. Поэтому логично, когда из дерева делают дома, а из железа - оружие и решетки, чтобы эти дома защищать. Логично, когда из железа создаются неприступные преграды. И совсем нелогично добиваться от этого неподатливого материала утонченности, чувственности, изящной игры. Но искусству законы природы не писаны. Оно создается по законам духа. Оно возникает из парадоксов, из контрапункта смыслов. Поэтому когда кузнец Юрась Мацко работает с железом, он стремится не к логичному, а к парадоксальному: показать не естественную силу железа, а напротив - не свойственную этому материалу упругую текучесть, ветреность, экспрессивность. И железо под его руками отрекается от самого себя! Оно вообще становится женского рода, приобретая модильяниевскую пластичность и овальность форм.

Выставка этого уникального кузнеца-художника, проходящая сейчас в Музее современного изобразительного искусства, обнаружила явный недостаток информации у столичной публики о состоянии авангардного искусства в регионах. Изящные, хрупкие, порой романтично-беззащитные композиции и объемы из металла вызвали, по-моему, у части публики легкий "шорох" белой зависти - как это случается, когда на авансцену выходит новое имя. А мы - не ждали... Не ждали?!

Кузнец-художник Юрась Мацко живет и работает в Гродно. Говорят, что по уровню исполнения художественных изделий сегодня в Гродно ему равных нет. И город вовсю пользуется присутствием такого таланта на своей территории: козырьки подъездов, ворота, лестничные и балконные ограждения, кресты, вывески, решетки на окнах, флюгера и фонари - да, Гродно, как ни один город в Беларуси, украшен художественными изделиями из кованого железа. Впрочем, все, что на улицах, - довольно традиционные работы. А на выставку Ю.Мацко привез, естественно, то, что называется у художников "для души": символические скульптуры, авангардные инсталляции. Вообще стоит отдать должное подвижнической работе искусствоведов музея, так активно, так рьяно стремящихся познакомить столичную публику с представителями современного искусства (NB: не путать с искусством современников - смысловую разницу чувствуете?!). Дело это отнюдь не простое. Многие художники к выставкам в Отчизне сейчас мотивированы слабо. Им бы вывезти свое творчество туда, где его можно продать и решить тем самым кое-какие материальные вопросы. Но Западу не всегда по вкусу "славянские дебри". Их культура "быстрого потребления" требует несложных символов, отчетливых ассоциаций. Так что у наших художников на Западе, если они настроены именно на продажу, один путь: подстроиться под рынок. Бесследно это, увы, не проходит: был - художник, стал - ремесленник. Тем не менее многие выбирают второе...

Синдром эмигранта в творческой среде довольно живуч. С ним-то и ведет борьбу, иногда неравную, Музей современного искусства, буквально вытягивая, выискивая из этой среды лучших, чтобы познакомить, представить их прежде всего на родине. Возможно - прославить. А это уже шанс, чтобы в дальнейшем накормить. Да, вопрос о хлебе насущном в художественной среде - из разряда актуальных... И то, что в Минске существует подобный музей - притом государственный, притом ориентированный на элитарное искусство - в каком-то смысле исторический шанс для художника. Скажем, коммерческие галереи, "балующиеся" авангардом, не имеют никаких шансов на долголетие, если только их хозяин - не меценат. А новые хозяева, как правило, пока не Мамонтовы и не Морозовы. Они хотят иметь прибыль. Если нет - двери закрываются. Галерея "Золото", с таким форсом провозглашавшая свою стилистику "от кутюр", тем не менее три месяца назад исчезла. Не пошло... А Музей современного изобразительного искусства тянет груз концептуального искусства просто ради самой идеи. Так оценим же эти усилия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter