Книжный навигатор. Что почитать на досуге.

Когда за дело берутся мастера

Книжный навигатор...
Людмила Саенкова. Минский международный кинофестиваль «Лiстапад»: 
20 лет спустя.
Минск, Издательский дом «Звязда», 2013.

За два десятка лет своего существования минский кинофестиваль дал возможность нам увидеть столько любопытных, многоплановых фильмов, среди которых каждый год встречаются настоящие шедевры. Форум подарил и пространство для дискуссий, рассуждений, споров. Авторское кино — высокое искусство, где есть свои опытные эксперты. Людмила Саенкова — одна из таких. В сборник вошли кинообозрения, в которых анализируются почти все фестивальные фильмы, а также интервью с яркими представителями киноискусства, возглавлявшими фестиваль. Мы привыкли к тому, что читаем о фильмах в основном рекламные заметки, в которых все ленты одинаково хороши и увлекательны. Потому так важно появление сборника, где представлено профессиональное мнение: есть и сравнительный анализ, и внимание к скрытым смыслам, и беспристрастная оценка. 

Ведь смысл критики и в том, чтобы указывать на недостатки, быть жестким и бескомпромиссным. Думается, это должны прочитать все, кто хочет понять, чем отличается ремесленная поделка от хорошего кино и как нужно смотреть фильмы. Да–да, воспринимать произведения тоже нужно уметь! Ведь, как пишет автор о кинофестивальном пространстве: «Это территория авторских произведений, «штучных» творений. Во времена засилья массового ширпотреба фестиваль утоляет культурный голод и тоску по настоящему».

Герман Гессе. Степной волк.
Издательство АСТ, Москва, 2013.

Я прочитала эту книгу впервые в эпоху перестройки, и стала она для меня откровением, как и другие, полузапрещенные, крамольные, ставшие в то время наконец доступными. Возможно, это самый популярный роман «книжного человека» Гессе. «Степного волка» называют провозвестником постмодернизма с его множественностью смыслов и отсутствием координат. Сама структура романа многослойна. Герой, депрессирующий Гарри Галлер, читает странную книгу «Трактат о Степном Волке». 

Там утверждается, что личность неоднородна, что в ней есть и нравственный человек, и зверь. Одинокий интеллектуал Галлер начинает копаться в собственном внутреннем мире, находит он там и Степного волка. Как примирить в себе это свободолюбивое существо и осторожного обывателя? Тот, кто знаком с теорией психоанализа Юнга, поклонником которого был Гессе, узнают в персонажах романа определенные архетипы. Появляется там и женский персонаж — некая Гермина, которая тоже находится в сложном внутреннем поиске и помогает герою прийти к гармонии... 

Получив от него нож в сердце после ночи любви. Впрочем, как вы понимаете, ничто здесь нельзя воспринимать буквально. А процесс расслоения личности просто завораживает. В общем, напиши о чем–то подобном психолог, было бы скучновато. Но это сочинение великого писателя, поэтому относится к большой литературе. И, по моему мнению, роман находится в обязательном списке для тех, кто хочет считать себя начитанным человеком.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга»,
Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия №215 (24352). Пятница, 15 ноября 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter