На Международной олимпиаде «Мой мир – искусство» в Москве белорусские участники снискали ошеломляющий успех

Когда слова не главное

На Международной олимпиаде «Мой мир – искусство» в Москве белорусские участники снискали ошеломляющий успех.

С белорусским фольклором, традициями и культурой публику и жюри знакомил дуэт «Вера & Патриция», участницы которого получили звание  лауреатов сразу в двух конкурсах, поразив жюри своими «спевамі».

Молодые певицы Вера Соломоник и Патриция Свитина выступают сольно,  в этно-дуэте и в фолк-ансамбле «Рада». А руководит этими коллективами Ирэна Котвицкая – певица, исследователь, композитор, преподаватель, художественный руководитель этномузыкальных проектов.

– Конкурсы народной музыки и фольклора в отличие от смотров в других музыкальных жанрах проходят нечасто. Вы сами их ищете или  выступаете по приглашениям?

– Чаще сами, смотрим, отслеживаем. Конкурсов вообще проводится достаточно, просто они не такие разрекламированные. Несмотря на то что мы много выступаем дома, в Беларуси, если находим подходящие фестивали за границей, стараемся поехать и туда. Мы хотим познакомить слушателей   других стран с белорусским языком, с нашими традициями, ритуалами, обрядами, напевами.

В последних конкурсах наше творчество оценивали заслуженные артисты России, солисты Мариинского театра. Члены жюри не жалеют внимания и времени, дают нам рекомендации, советы. Приятно, когда нас замечают, да и когда ты общаешься с профессионалами, то сам поднимаешься на более высокий уровень.

– Этно-дуэт «Вера & Патриция» на конкурсе представил новые тенденции в постфольклоре Беларуси. Расскажите подробнее, что это?

– Импровизируя, мы не выходим за рамки народного творчества. Мы  используем различные аранжировки, стили, подачи. Сочетание акапельного, традиционного пения с различными жанрами – это и есть новые тенденции.

Вере для выступлений в Москве я подобрала (и переработала)  композицию из своего альбома «Этно-фантазия», а для Патриции аранжировала песню группы «Палац». Песни довольно сложные для  исполнения, но главное, что девочки их чувствуют, понимают и с каждым выступлением растут как певицы. Многие думают, что фольклор непопулярен и несовременен, мы своим творчеством разрушаем этот стереотип.

– С выбором названия этно-дуэта «Вера & Патриция» все понятно. А почему фолк-ансамбль – «Рада»?

– У каждого возникают свои ассоциации. Одни соотносят название нашего ансамбля с цыганским именем, другие воспринимают слово «рада» как совет, это по-белорусски. Нашему коллективу уже 6 лет. Занимаемся мы в Минске (детская школа искусств

№ 17). На занятиях разучиваем белорусские традиционные песни, импровизируем, вникаем в структуру и стиль фольклорного исполнения. Мы с детьми изучаем видео– и аудиоматериалы этнографических экспедиций, в дальнейшем это помогает определиться с манерой исполнения песен.


Дуэт «Вера & Патриция» поразил жюри своими «спевамі».

В октябре мы представляли свое творчество в Санкт-Петербурге на  международном фестивале. Для гала-концерта подготовили видео с нашими белорусскими просторами. Получился колоритный, национальный клип. Добавьте к этому вокал, элементы театрализации, специальные костюмы. Жюри было в восторге!

– Ваши молодые певцы редко возвращаются в Беларусь без наград, дипломов, призов. В чем секрет успеха?

– Они – смелые... Они не зажаты, не закомплексованы, открыты  зрителям. Дети осознают и понимают всю важность работы в коллективе, в команде. Я знаю, что, если меня не будет рядом, они не будут лодырничать, самоорганизуются и все сделают. Младшие слушаются старших, такая здоровая иерархия. Девочек у нас больше, но зато два мальчика нашего коллектива никогда не остаются без внимания. Хотя дети и выступали на различных мировых площадках, часто завоевывали призовые места, у них нет звездной болезни, это обычные дети. Мы много репетируем и занимаемся, в результате на сцену они выходят как профессионалы, притом что средний возраст членов коллектива – около 9 лет. Секрет успеха в том, что мы получаем удовольствие от любимого дела.

– Как российская публика принимает ваши коллективы? Песни все же на белорусском языке, в них «аўтаэнтычнае гучанне», характерное  только для Беларуси.

– Российские слушатели в большинстве случаев слова песен не понимают. Да что ж говорить, если не все белорусы могут полностью их осмыслить. Конечно, многое зависит и от места сбора музыкального материала. У каждого региона свои напевы, традиции, песенные комплексы. Например, народные песни с Витебщины будут легче восприниматься российской аудиторией.  

Но слова – это не главное. Важен посыл, который получают зрители. У песен особая энергия, она передается от выступающего, доходит до сердца слушателя и остается там. Ведь зритель приходит, чтобы получить удовольствие, насладиться искусством. Мои детки своей пылкостью, задорностью «взрывают зал». Часто после выступления к нам подходят руководители других коллективов, члены жюри. Мы делимся впечатлениями, общаемся, обсуждаем. Важно быть открытым не только для похвалы, но и для критики.  

– Чего не хватает для популяризации этнопесен как в Беларуси, так и в России? Сейчас это музыка для посвященных слушателей.

– У каждой культуры свое уникальное ядро, будь то Беларусь или Россия. Важно это осознавать, интересоваться своей историей и наследием. В отличие от европейских стран у нас вузы готовят и выпускают профессионалов, этномузыкологов. Недостатка в исполнителях народных песен нет, а вот в слушателях – есть. И в России, и у нас много коллективов, которые популяризируют самобытные песни предков. Не хватает выхода к массовому слушателю. Концерты проходят либо на сцене филармоний, либо в небольших клубах. А нужно быть ближе к публике, выступать перед зрителями на праздниках, массовых гуляньях. Вопрос в том, что организаторы таких мероприятий не обращают внимания на фольклорные  коллективы. Да, может быть, наши слушатели не привыкли к таким песням. Но нужно исправлять ситуацию и начинать заново знакомить наших людей с нашей же культурой.

Кристина ХИЛЬКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter