Если мастер опоздал с доставкой заказа, клиент может отказаться оплачивать?

Когда подарок не нужен

Недаром говорится, что нет большей мудрости, чем своевременность. Порой даже считаные минуты могут в корне изменить ситуацию. Именно так получилось у могилевчанина, решившего порадовать своего близкого родственника.

Коллаж Ольги Александровой

Домик для собаки

Вадим Андреевич долго думал, что подарить младшему брату Игорю на юбилей. Сначала хотел преподнести деньги, но такое решение безоговорочно отверг именинник. Заявил, что ждет от Вадима настоящего подарка, который пригодился бы в домашнем хозяйстве.

Старший брат стал представлять, чего на подворье Игоря, живущего в частном секторе, не хватает, и вспомнил, что у пса Бурана будка совсем неказистая. Решил заказать добротный домик с оригинальной надписью, чтобы и псу удобство, и участку украшение.

В интернете предложений великое множество. Будки предлагали как на подбор — красивые, удобные, но цены кусались: от 320 рублей и выше. А Вадим Андреевич с супругой — люди среднего достатка. И тут на глаза попало заманчивое предложение: мастер Петр из пригородной деревни брался сделать красоту, но дешевле, чем другие, — за 200 рублей. Созвонились. Оказалось, умелец даже не берет предоплату, предложил рассчитаться по факту, в наше время это вообще редкость. Договорились, что сельчанин сделает жилье для четвероногого друга и сам доставит клиенту через неделю.

Гостей у Игоря Андреевича на юбилее ожидалось немало: и родственники, и сослуживцы, все же ему стукнул полтинник. К такому случаю Наталья, супруга Вадима, тщательно готовилась: купила новое платье, сходила к косметологу и парикмахеру. Муж с женой почему-то были уверены, что подарок доставят вовремя, и о нем не беспокоились.

Форс-мажор

Накануне торжества в пятницу позвонил мастер и сказал, что будка готова, даже переслал снимок в один из мессенджеров. Однако добавил, что его автомобиль сломался, и предложил: либо Вадим Андреевич сам приедет к нему в деревню за заказом, либо подождет до завтра, когда Петра вместе с его изделием сможет доставить в город сосед, который сегодня на работе.

Автомобиля у супругов нет, поэтому выбрали вариант с соседом. Предупредили умельца: в субботу в 12:00 — последний срок доставки, так как в 12:20 они выходят из дома. Но ни в 12:00, ни даже в 12:40 сельчанин так и не объявился, на телефонные звонки не отвечал. Супруги нервничали. В 12:50 расстроенные отправились в гости, по дороге купили в магазине композицию ручной работы известного белорусского бренда из кожи.

Когда в 13:15 Петр позвонил в квартиру заказчика, уже никого не было дома. Как раз в это время виновник торжества и его гости рассаживались за праздничным столом. Подарок, купленный спонтанно, Игорю Андреевичу понравился, о том, что поначалу планировалось дарить другое, юбиляр не подозревал.

Всю вторую половину дня Петр обрывал телефон заказчика, однако тот не отвечал. Сейчас говорит, что не слышал: гости громко произносили тосты, играла музыка. Не исключено, что так и было, а возможно, брат именинника просто потерял интерес к мастеровому, ведь с подарком уже разобрались.

Взаимные обиды

В воскресенье с утра пораньше Петр снова позвонил Вадиму Андреевичу, объяснил, что на трассе было скользко, поэтому с доставкой немного задержался. Сельчанин настаивал, чтобы клиент оплатил изделие, изготовленное специально для него, так как продать домик кому-то другому будет проблематично.

Вадим Андреевич категорически отказался, объяснив, что деньги, отложенные на подарок, уже потрачены, именинник поздравлен, необходимость в собачьей будке отпала. Но умелец настаивал на оплате, утверждал, что обычно все забирают заказы сами, Вадиму Андреевичу он просто пошел навстречу. Кроме того, по словам Петра, заказчик мог ему сообщить адрес юбиляра, куда сельчанин, хоть и с незначительным опозданием, сам доставил бы подарок. В ответ на упрек Вадима Андреевича, что мастеру невозможно было дозвониться в первой половине дня в субботу, тот ничего не ответил. Зато пригрозил, что будет жаловаться во все инстанции и внесет его в черный список непорядочных клиентов. В ответ несостоявшийся заказчик пообещал также принять меры, чтобы мастер больше его не преследовал, еще раз подчеркнув, что ничего ему не должен, так как свои обязательства Петр не выполнил вовремя и необходимость в изделии отпала.

Мастер обозвал телефонного собеседника нехорошим словом и отключился, больше звонками не беспокоил. Но Вадим Андреевич считает, что на этом Петр не остановится, еще даст о себе знать. Хотя, если подумать, что может сделать исполнитель, нарушивший срок поставки, несостоявшемуся клиенту?!

…Пока готовился материал, выяснилось, что младший брат Игорь, когда узнал о конфликте, с удовольствием купил готовый домик для собаки. Причем по хорошей цене.
Николай Курносов, юрист:

— Конечно, чтобы себя обезопасить, исполнителю и заказчику лучше было изначально положить взаимные договоренности на бумагу, то есть подписать договор, в котором предусмотреть все условия. К примеру, доставка входит в стоимость товара, и в случае ее несвоевременности с учетом того, что для заказчика срок имеет особое значение, договор признается недействительным, клиент освобождается от обязанности по оплате — тогда никаких обид. Но, как чаще бывает в жизни, стороны решили не обременять себя составлением документов, обошлись без лишних формальностей, ведь заказ оформлялся по телефону.

Для суда в таких случаях важна доказательная база: например, переписка в мессенджере. К тому же заказчик не отказывается, что действительно договаривался об изготовлении изделия с мастером. Но как судье определить, что в устном договоре действительно предполагалось, что срок доставки  — существенное условие?! Тут у каждой из сторон обычно своя версия событий. Ведь, как правило, законодательство предполагает за нарушение срока выполнения заказа не полный отказ от оплаты, а штрафные санкции.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter