ДНР и ЛНР приняли решение отложить местные выборы

Когда молчат пушки, должны говорить политики

Встреча «нормандской четверки» по урегулированию украинского кризиса, прошедшая в Париже, дала первые результаты. Во вторник стало известно, что самопровозглашенные ДНР и ЛНР приняли решение отложить местные выборы, которые были намечены на 18 октября и 1 ноября соответственно. Эти выборы непризнанные республики собирались проводить по местным законам и без согласования с Киевом, что вызывало закономерное недовольство украинской стороны.



В то же время представители ДНР пояснили, что такое решение было принято для того, «чтобы дать Киеву время на выполнение обязательств по минским соглашениям». Таким образом, мяч оказался на украинской стороне, от которой ожидают ответных шагов: предоставление Донбассу особого статуса, гарантии безопасности донецкому ополчению и руководству непризнанных республик, а также принятие поправок в украинскую Конституцию, согласованных с ДНР и ЛНР.

Готов ли Киев пойти на такие уступки, вызывает большие сомнения. По всей видимости, говорить о выходе из политического тупика, сложившегося вокруг конфликта в Донбассе, пока не приходится, и основным итогом парижской встречи «нормандской четверки» стало снятие непосредственной угрозы возобновления боевых действий, которые могли начаться в случае проведения в ДНР и ЛНР не согласованных с Украиной выборов. Принципиального же решения украинской проблемы по-прежнему нет, и его поиск, по сути, решили отложить , ведь отсрочку местных выборов в ДНР и ЛНР можно рассматривать как фактическую пролонгацию минских соглашений на 2016 год.

Складывается впечатление, что международные игроки, вовлеченные в урегулирование украинского кризиса, сами не знают, что с ним делать, и попросту тянут время, рассчитывая, что какие-то непредвиденные обстоятельства могут сдвинуть ситуацию с мертвой точки и внести в нее какую-то ясность. Такое поведение вполне понятно в условиях глубоких разногласий не только между Киевом и непризнанными республиками, но и странами Запада и Россией, которые заняли в этом кризисе разные стороны баррикад.

Между тем относительное затишье, установившееся в Украине в последние месяцы, может оказаться весьма обманчивым и завершиться очередным витком дестабилизации. Украина вплотную подошла к состоянию дефолта, то есть неспособности рассчитываться по долгам. В условиях ухудшающейся экономической ситуации закономерен рост недовольства властью. Соцопросы показывают резкое падение рейтинга П. Порошенко, который на данный момент составляет порядка 13%. Учитывая, что на президентских выборах 2014 года 

П. Порошенко победил в первом туре, то есть получил колоссальный кредит доверия, подобное падение выглядит весьма драматическим. По мнению некоторых наблюдателей, если тенденция сохранится, П. Порошенко имеет все шансы побить своеобразный антирекорд В. Ющенко, рейтинг которого к концу президентского срока составлял менее 4%. Этим, безусловно, поспешат воспользоваться оппоненты действующего президента. Так, опросы фиксируют очередной взлет доверия к Ю. Тимошенко, которая оказалась вторым по популярности политиком с рейтингом 11%. Причем критики действующей власти сосредоточатся не только на сложном положении в экономике, но и на мирном процессе в Донбассе, ответственность за который целиком возлагается на президента. Учитывая, что запрос на политический радикализм по-прежнему высок, действия П. Порошенко становятся удобным объектом критики как недостаточно решительные и направленные на уступки «боевикам» Донбасса. В этом контексте политические радикалы, которые продолжают играть заметную роль на политическом поле Украины, могут попробовать осуществить силовой сценарий смены власти. Особняком здесь стоит и фактор «ветеранов АТО» — людей, получивших реальный боевой опыт, которые могут стать серьезной движущей силой возможной социально-политической дестабилизации. Перемирие в Донбассе в ближайшее время может высвободить из зоны АТО немалое количество людей, которые, столкнувшись с социально-экономическими трудностями мирной жизни, станут дополнительным «горючим материалом» в костре растущего общественного недовольства.

К этому следует добавить, что политическое пространство Украины после событий 2014 года остается перекошенным в сторону прозападно-националистических сил. Интересы той части населения Украины, которая не разделяет «ценностей майдана», в политике страны практически не представлены. Единственной силой, которая пытается играть на этом поле, остается «Оппозиционный блок», составленный в основном из остатков скомпрометировавшей себя «Партии регионов». Разумеется, подобный перекос также не способствует стабильности украинской политической жизни. Более того, это становится серьезным препятствием на пути мирной интеграции Донбасса, «сепаратизм» которого в первую очередь обусловлен неприятием «евромайдана» и его последствий.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter