Кодовые комбинации

Домофоны вошли в нашу коммунальную жизнь в середине 90-х годов и скоро обещают стать таким же привычным явлением, как, скажем, свет в подъезде.
Домофоны вошли в нашу коммунальную жизнь в середине 90-х годов и скоро обещают стать таким же привычным явлением, как, скажем, свет в подъезде. Жильцы им рады. В дома без надобности перестали забредать с целью "сообразить на троих" сомнительные личности или подростки - покурить. В подъездах исчезла настенная живопись, на месте светильники, розетки и дверцы от почтовых ящиков. У коммунальных служб свои счеты. Они экономят, как утверждают, до 20 процентов затрат на содержание жилья. Даже межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете безопасности оценила профилактическую эффективность металлических дверей с кодовым замком. Однако некоторые пробелы в законодательстве могут поубавить эйфории. Расскажу о том, с чем уже пришлось лично столкнуться.

Как-то приятельница пригласила в гости и предупредила о неожиданно возникших тонкостях пользования домофонной системой: "Она работает, только неделю назад на входной двери сорвали циферблат, так что теперь нужный номер набираем по памяти". - "А почему не вызовете мастера?" - спрашиваю. "Да там какие-то проблемы у ЖЭС с обслуживающей фирмой, - говорит. - Вроде как на ремонт нужно деньги с жильцов собрать, а это, сама понимаешь, требует времени". С тех пор к кодовому замку в своем подъезде я отношусь с некоторой опаской, зная, как работают коммунальные службы. Глядишь, сегодня не лает, не кусает, а завтра - и в дом не пускает.

Опасения оказались совсем не беспочвенными. Проблема обслуживания существует и усугубляется с каждым новым установленным домофоном. А суть ее в деньгах, которые черпаются из общего котла отчислений на текущий ремонт и месяцами не поступают на расчетные счета фирм, курирующих домофонные системы. Те, в свою очередь, вынуждены обслуживать кодовые системы за счет прибыли. Поначалу, когда домофоны только входили в моду, это было возможно, но теперь бесплатно присматривать за 13 тысячами подъездов, закрытых автоматикой, проблематично. Тем не менее нынешним летом некоторые ЖРЭО отказались подписывать акты техобслуживания домофонов, предложив подрядчикам оплату только их ремонта, причем постфактум. То есть в лучшем случае через месяц после выполнения работ. Исполнителям это крайне не понравилось, они стали жаловаться и доказывать несправедливость такого подхода. Пока разберутся, кому за что платить, крайними будут жильцы.

В Министерстве жилищно-коммунального хозяйства соглашаются, что вопрос нужно решать, но как? Если в оплату за жилье включить расходы на техобслуживание кодовых систем, то она вырастет, хотя весьма незначительно. Но ведь новомодной электроникой обеспечен сейчас только один подъезд из десяти, а в Минске каждый второй. А платить за ее исправную работу придется всем. Как тут быть с принципом социальной справедливости? С другой стороны, бесхозный кодовый замок в любую минуту готов омрачить жизнь его владельцам. По словам начальника отдела по организации и проведению жилищной реформы Михаила Колосова, на ближайшей коллегии Минжилкомхоза, посвященной себестоимости коммунальных услуг, будет выработано некое коллегиальное решение. Либо за домофон мы будем платить отдельно, как за антенну, радио и прочие дополнительные блага, чего, кстати, и хотят фирмы, обслуживающие домофоны, либо придется включать плату в затраты по содержанию жилья, что мало изменит ситуацию.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter