Кодекс госслужащего: чтобы не стать чужаком

Парламент еще не успел приступить к рассмотрению проекта Закона "О борьбе с коррупцией", а вокруг этого документа уже поднялась шумиха.
Парламент еще не успел приступить к рассмотрению проекта Закона "О борьбе с коррупцией", а вокруг этого документа уже поднялась шумиха.

Мол, вышел он слишком жестким и вообще - сомнительна нужда в появлении специального закона, посвященного борьбе с коррупцией. Чтобы не примкнуть к полку дилетантов, на разные лады толкующих будущий закон, мы обратились за комментарием к профессионалам - разработчикам проекта и тем людям, которые непосредственно занимаются реальной борьбой с коррупцией.

Александр МАКАРЕВИЧ, начальник отделения законодательства по вопросам национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов Центра законопроектной деятельности при Президенте

: - Новый закон, по сути, является средством совершенствования правовой базы, на которую опирается борьба с коррупцией в нашей стране. К примеру, закон 1997 года о мерах по борьбе с оргпреступностью и коррупцией, во-первых, в малой степени служит профилактике - предупреждению коррупции. Во-вторых, он содержит слишком узкий перечень деяний, которые могли бы быть отнесены к коррупционным, и довольно щадящие ограничения для вероятных субъектов коррупции. Кстати, число последних тоже давно требовало расширения. И проект нового закона впервые предусматривает, что к субъектам коррупции должны быть отнесены не только местные, но и иностранные должностные лица, работающие в Беларуси, а также те государственные служащие, которые обеспечивают соблюдение конституционных прав граждан - к примеру, права на бесплатное образование и медицинское обслуживание. Таким образом, закон призван, в частности, положить конец печальной практике взимания разного вида поборов за оказание "бесплатных" услуг в государственных учебных или медицинских учреждениях.

Расширен спектр ограничений для должностных лиц. Проект закона предусматривает, например, что они не могут иметь счета в заграничных банках. Как и получать какое-либо имущество или услуги в обмен на лоббирование чьих-либо интересов. Сходные ограничения, опять же впервые, устанавливаются для членов семей государственных служащих - нередки случаи, когда за какую-либо услугу должностного лица подарки принимают его родственники: жена вдруг отправляется в бесплатную турпоездку или сын неожиданно попадает на высокооплачиваемую работу. Также планируется ввести не формальный, а реальный финансовый контроль за доходами вероятных субъектов коррупции - они должны будут подавать декларацию о доходах ежегодно, и эти сведения будут тщательно анализироваться.

Главное, что хотелось бы отметить: закон не устанавливает мер ответственности за совершение перечисленных в нем деяний! Он лишь определяет обязанности, которые следует выполнять, чтобы не стать объектом коррупции. К примеру, государственный служащий должен четко знать, что, принимая подарок стоимостью свыше 5 базовых величин, он уже совершает преступление - выходит за определенные законом правовые рамки.

Как видим, закон ни в коей мере не изменяет направление деятельности по борьбе с коррупцией - он просто переводит эту борьбу на новый качественный уровень.

Николай КУПРИЯНОВ, заместитель Генерального прокурора

: - Действительно, новый закон станет антикоррупционным кодексом поведения государственного служащего: этим актом будет установлен правовой коридор - что может и чего не может позволить себе на своем посту должностное лицо. На протяжении нескольких последних лет число выявляемых преступлений, связанных с коррупцией, постоянно росло. Но это связано не с каким-либо всплеском коррупции, а лишь с возросшей эффективностью деятельности правоохранительных органов по выявлению этих сложных для раскрытия преступлений. В прошлом году, например, за коррупционные преступления осуждено 898 человек. Но прокуратура, которой поручена координационная роль в борьбе с коррупцией, всегда утверждала, что одними карательными мерами тут не обойтись. Важнее предупредить преступление, не допустить его совершения. И вот тут главным является создание на госслужбе атмосферы неприятия вокруг людей, склонных к коррупции. Пока такой атмосферы не возникло... Я до сих пор с возмущением вспоминаю, как в свою бытность прокурором Минска говорил с милиционерами, прибывшими отстаивать товарища, задержанного за взятку. "Он же свой!" - утверждали они. "Да какой же он вам свой, - говорю, - если он совершил преступление, бросил тень на вас всех!" Так вот, новый закон как раз служит тому, чтобы в общественном сознании взяточник моментально переставал бы быть "своим". Лишить коррупционера молчаливой поддержки или равнодушного невмешательства окружающих - значит выбить почву из-под ног коррупции в целом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter