Кодекс чаевых

Зависит ли благодарность официанту от настроения клиента
Происхождение слова "tips", что по-русски означает чаевые, англичане объясняют сокращением фразы "То Insure Promptness" (для обеспечения быстроты). Говорят, что лет 200 назад джентльмены писали эти слова на записке, которую вручали трактирщику вместе с монеткой, дабы поощрить его расторопность.

Обычай оставлять чаевые распространился по всему миру. Однако, к сожалению, сегодня в большинстве случаев сумма чаевых уже не зависит от качества обслуживания. Более того, во многих ресторанах, пабах и кафе Франции, Чехии, Германии и Бельгии чаевые оказываются уже включенными в предлагаемый к оплате счет (об этом говорит надпись в конце меню типа service compris, tips included или Trinkgeld inberifen). Отечественные владельцы заведений общепита поступают скромнее, оставляя в конце меню лишь тактичный намек на то, что неплохо было бы что-то заплатить сверх указанной суммы. Например, "благодарность официанту остается на усмотрение клиента"...

Впрочем, в разных странах к подобному поощрению персонала относятся по-разному. Например, в Японии чаевые вообще запрещены, а сами японцы воспринимают их как личное оскорбление. Мол, "неужели вы думаете, что без дополнительного заработка мы будем плохо выполнять свою работу?" Но "сопротивление" чаевым - скорее исключение, чем правило. В абсолютном же большинстве стран чаевые - это, можно сказать, "добровольная обязанность" клиентов. Интересно, что в некоторых странах официантам вообще не платят зарплату, и поэтому оставить им за обслуживание немного денег - это моральный долг посетителя.

Впрочем, существует негласный международный стандарт - поощрение официантам составляет 10 процентов от суммы заказа (в некоторых странах - 12 - 15 процентов). А в США, где ежегодно разным категориям обслуживающего персонала перепадает до 10 миллиардов чаевых, в прошлом году было даже издано пособие, регламентирующее размеры "дополнительного материального поощрения". Кстати говоря, самыми "высокооплачиваемыми" там являются бармены, чаевые которых составляют 15 - 30 процентов от заказа. Вместе с тем в Швейцарии, Австрии, странах Скандинавии, Голландии и Германии эта сумма считается непозволительной роскошью. Здесь официанту оставляют не более 3 - 6 процентов. Большая сумма может даже огорчить обслуживающий персонал. Достаточно вспомнить случай, который произошел в прошлом году в одном из кафе Гамбурга. Выпив чашечку кофе, один из его посетителей попытался дать официанту на чай... 25 тысяч марок(!), сказав при этом: "Возьмите, они мне больше не нужны". И какова, вы думаете, была реакция официанта? Побоявшись, что деньги краденые, он вызвал полицию. А когда выяснилось, что слегка помешавшийся даритель действительно только что снял банкноты со своего счета и оставил их в кафе в качестве чаевых, полиция изъяла деньги и стала выяснять, может ли официант оставить их себе.

Мужчины щедрее женщин

Интересно, приключись подобная история в нашей стране, как бы поступили наши официанты? Я обзвонила с десяток столичных кафе и ресторанов, однако никто так и не смог мне ответить.

Впрочем, и не мудрено: никто из наших таких чаевых не получал. Впрочем, как рассказал минский бармен из ресторана "Врата дракона" Михаил Ковач, лет 15 назад, когда он работал официантом на туристическом пароходе в Украине, с ним приключилась не менее загадочная история. Однажды в "плавучее" кафе пришла старая англичанка, на вид ей было лет девяносто. Она уже не выговаривала половины букв, и никто из официантов не мог понять, чего же хочет старушка. И вскоре, после нескольких неудачных попыток ее обслужить, молодые официанты оставили женщину на произвол судьбы. "Хотите верьте, хотите - нет, - сказал Михаил, - но после долгих расспросов мне все же удалось выяснить, чего хочет эта женщина. Оказалось - всего лишь чашку чая. А когда я ей принес желанный напиток, она расплатилась со мной по счету и дала 100 фунтов чаевых... Мало того, после этого она приходила в кафе 12 дней подряд (пока не закончился тур), заказывала у меня все ту же чашку чая и оставляла все те же чаевые..." Конечно, это был самый запоминающийся эпизод за все время работы бармена в системе общепита. Однако далеко не единственный. По словам Михаила, все зависит от подхода к клиенту. В частности, во "Вратах дракона" года 3 назад был случай, когда люди, попросив попить воды из-под крана, остались в ресторане на полтора часа и сделали заказ примерно на 30 долларов. Да еще дали 5 "зеленых" Михаилу "на чай"...

Но большинство столичных официантов убеждены, что размер чаевых зависит вовсе не от качества обслуживания. Например, замечено, что мужчины обычно платят больше чаевых, чем женщины. А те, кто расплачивается по кредитным картам, оставляют больше чаевых, чем те, кто платит наличными. Как отметил официант ресторана "Стекхауз" Евгений, бывает и так: "новобелорусские" клиенты, дабы показать свое превосходство, подзывают официантов и спрашивают, сколько стоит самый простой чай. Мол, на "на чай" тысячу рублей. Ушлый официант парирует: "Я такой чай не пью..."

Обаяние бесплатно

В общем, в миф о чудодейственной силе улыбки уже почти никто не верит. А посему многие молодые официанты попросту пренебрегают расточением обаяния. В этом мне, как, впрочем, и многим моим знакомым, уже не раз приходилось убеждаться на личном опыте. Например, недавно, напрочь устав от домашней пищи, я решила поужинать в одном из наиболее респектабельных заведений столицы - гриль-баре "Печки-лавочки". Приветливый администратор, уютный зал и услужливый официант, встретившие меня в первые же минуты визита, обещали подарить хороший вечер. С ходу заказав чашечку кофе, я стала выбирать, чем бы ублажить свой желудок. Однако появившийся снова минут через 20 официант сказал, что ни одного из 4 понравившихся мне блюд (стоимостью от 5 до 16 тысяч рублей) сегодня в кафе нет: "Извините, у нас меняется меню". Ну что ж, меняется так меняется: я решила подумать еще. На этот раз молодой человек вернулся минут через 15. По правде говоря, за это время я уже чуть ли не наизусть выучила предлагаемый ассортимент. Но, видимо, это был не мой день! Подойдя к столику, официант опять же сказал, что и этого блюда тоже нет. И ретировался, не предложив ничего другого. Надежды на то, что меня все-таки покормят, уже не осталось. И я попросила счет за кофе. Это заняло у молодого человека еще минут 10. Принеся коричневую кожаную папочку с чеком на 1.700 рублей, он снова убежал. И тут меня ждало очередное разочарование. Положив в папочку пятитысячную купюру, я стала ждать сдачу, но официант так и не подошел. Не знаю, как бы я себя повела, если бы у меня была только 20-тысячная купюра, но в данном случае я просто ушла... ужинать в соседний ресторан "Патио-пицца". Кстати, там же я узнала, что обычно расчет с клиентом должен производиться буквально в течение 2 - 3 минут. Исключением является сказанное вами при вручении официанту папочки с деньгами "спасибо". Эту благодарность он целиком принимает на свой счет и сдачу оставляет себе в качестве чаевых.

Оскорбление мелочью

Есть и другие негласные правила, известные только завсегдатаям подобных заведений. Например, чтобы поставить на место официанта, обслуживанием которого вы остались крайне недовольны, вовсе не обязательно сразу идти жаловаться администратору или писать замечание в книгу отзывов и предложений (что, кстати говоря, тоже очень действенно). Достаточно дать ему чаевые... очень мелкими купюрами. Например, отсчитать тысячу рублей сотками, пятидесятками и даже рублями. И вся эта мелочь вовсе не должна вас стеснять. Наоборот, таким образом вы покажете, что знаете правила хорошего тона и готовы давать чаевые, но только тем, кто этого заслуживает.

Как рассказывают умудренные опытом официанты, обычно такие эпизоды, произошедшие к тому же на глазах у коллег, являются для молодых работников лучшим уроком и запоминаются надолго. Для некоторых это даже покруче, чем "венский стиль". В Австрии, если вы трижды попросили официанта предоставить счет, а он вашу просьбу пропустил мимо ушей, вы можете не только не оставить чаевых, но и вообще не платить за заказ...

На снимке: Михаил Ковач.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter