Кобзону — шляпу, Газманову — шкатулку

Руководство  «Белхудожпромыслов»  всерьез  озаботилось  невостребованностью  своей  продукции

Руководство  «Белхудожпромыслов»  всерьез  озаботилось  невостребованностью  своей  продукции 

Вы были в этом году на «Славянском базаре в Витебске»? Скатерть льняную купили? Или салфетки, рушники, картину?.. Предвижу положительный ответ. Ведь даже российские и зарубежные гости не уезжают с фестиваля без сувениров от «Белхудожпромыслов». В этом году, например, Иосиф Кобзон купил три соломенные шляпы, Олег Газманов – несколько шкатулок. Нынче предприятия государственного производственно-торгового объединения подготовились к «Славянскому базару», как никогда, ответственно. Результат — выручка получилась вдвое большей, чем на прошлом фестивале. 

Это лишь первый шаг к преобразованиям, утверждает заместитель генерального директора объединения Ирина Медушевская. Несколько месяцев назад здесь полностью поменялось руководство, которое пришло с самыми амбициозными планами. 

С одной стороны, сделать предприятия объединения высокорентабельными даже теоретически невозможно. Сувениры – не хлеб. Скатерти и шкатулки каждый день покупать не будешь. Но, с другой стороны, почему фабрики, получив восемнадцатипроцентную скидку НДС на продукцию народных художественных промыслов, по-прежнему работают на склад? 

— Первым делом как раз и займемся расширением рынков сбыта, — говорит Ирина Константиновна. – Запланирована широкая рекламная кампания. Сейчас заняты созданием сайта, выпуском каталогов. Мы должны сделать все возможное, чтобы о «Белхудожпромыслах» узнали не только в Беларуси, но и за ее пределами. 

Печально, но факт. Многие в нашей стране даже не подозревают о существовании предприятий, занимающихся выпуском столь необычной продукции. Большинство людей уверены, что сувениры по сей день изготавливаются самодеятельными мастерами. И это несмотря на то, что объединению принадлежит шесть магазинов. Есть торговые точки практически у всех двадцати подведомственных предприятий. Самый большой магазин – «Купалинка» — расположен в Минске на проспекте Независимости. Он же самый прибыльный. Но и такое положение вещей не устраивает нынешнее руководство. 

— Там действительно широкий ассортимент, — соглашается Ирина Медушевская. – Но ведь фабрики постоянно предлагают новые виды продукции. И «Купалинка» не может их принять: не хватает площадей. Поэтому было принято решение о реконструкции магазина. Надеюсь, что к весне на проспекте откроется обновленная «Купалинка». Планируем закупить новое оборудование: от выкладки многое зависит. Переведем магазин на самообслуживание. Таким образом, рассчитываем увеличить товарооборот и удовлетворить покупательский спрос. 

Хорошее дело, но вернемся к расширению рынков сбыта за рубежом. Как ни прискорбно, но пока о белорусских художественных изделиях знают лишь те иностранцы, которые приезжают к нам в страну. Например, на «Славянский базар». Или с частным визитом. Даже в России, скажем, наши льняные скатерти днем с огнем не сыщешь. Их там попросту не продают. 

— Мы прорабатываем вопросы поставки продукции в регионы России, — говорит Ирина Медушевская. – Ездим туда на выставки, показываем продукцию. «Белхудожпромыслами» уже заинтересовались в Московской области и Санкт-Петербурге. В северной столице строится новый торговый центр, нам предложили открыть там свой павильон. Проводим переговоры с бельгийцами, хотим сотрудничать на взаимовыгодной основе. 

— А быть может, все дело в качестве продукции? – спрашиваю у собеседницы. 

— Претензий по качеству у нас нет. Вопрос в востребованности и цене. Значительная часть изделий изготавливается вручную, а это всегда было в цене. Поэтому мы сейчас ставим задачу: техперевооружение фабрик. Без него у нас нет будущего. Необходимы новые технологические линии, которые бы облегчили ручной труд и частично его заменили. 

О востребованности продукции.  С этим в объединении сейчас тоже очень строго. Ежемесячно проходят художественные советы, на которых утверждаются (или не утверждаются) те или иные изделия. Перед производителями ставится задача не только произвести хорошую продукцию, но и предусмотреть, будет ли она продаваться. Прежде всего важно ее прикладное назначение. Возьмем, например, разделочные доски. С одной стороны на ней должно быть изображено что-то, символизирующее Беларусь,  с другой – она могла бы использоваться в хозяйстве. 

Или вот еще одна находка «Белхудожпромыслов». Объединение начало вплотную работать с РУП «Минск Кристалл», рассчитывает на сотрудничество и с Брестским ликероводочным заводом, предприятиями Белкоопсоюза. В чем смысл? У художников есть отличные идеи оформления алкогольной продукции. Это может быть упаковка или отдельные аксессуары к определенным праздникам. Например, почему бы мужчинам к 23 февраля не подарить бутылку коньяка в льняном мешочке или футляре из лозы? Идей, подобных этой, у нового руководства хоть отбавляй. Остается лишь пожелать, чтобы они были воплощены и принесли так необходимые дивиденды. 

На снимке: начальник художественно-экспертной лаборатории Полоцкой фабрики художественных изделий Светлана КРАСОВСКАЯ демонстрирует новую продукцию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter