Книжный навигатор

Владимир Орлов.
Владимир Орлов.

Шеврикука, или Любовь к привидению.

Олимп, Москва, 2002.

"В Останкино, как известно, живут коты, псы, птицы, тараканы. Люди, демоны, ведьмы, ангелы, привидения, домовые и иные разномыслящие существа. Среди прочих и Шеврикука".

Романы Владимира Орлова, печатавшиеся в "толстых" литературных журналах, когда-то были любимым интеллигентским чтивом - помните, "Альтист Данилов", "Аптекарь"? Соцреализму с его колхозной деревней и передовым производством противостоял мир, в котором переплеталось сказочное и реальное, за обыденностью "хрущовок" и "пивнушек" пряталась таинственная, яркая и напряженная жизнь, в которой скромный музыкант преображался в страдающего демона, а вместе с пивной бутылкой можно было приобрести берегиню, прекрасный и взбалмошный славянский вариант всесильного джинна, исполнителя желаний. И за всем этим - конфликт противостояния творчества и обывательства, жертвенности и эгоизма, борьбы за власть и готовности платить страданием за высокие чувства. Не изменяет этой теме Владимир Орлов и в "Шеврикуке", но поскольку роман написан уже в постсоветской, постперестроечной России, он все же отличается от прежних и, я бы сказала, не в лучшую сторону. Вообще, это характерно для многих писателей, ставших "апостолами" перестройки "совкового" сознания - новая реальность, этот дикий гибрид всевозможных вариантов общественного строя, не поддается осмыслению, согласно прежней шкале ценностей, с помощью прежнего этико-философского инструмента, вызывает раздражение и даже обиду - не так оно мыслилось-то... Вспомнить хотя бы многолетнее молчание Пелевина.

Действие "Шеврикуки" происходит, разумеется, в современном Останкино. Домовые, водяные, лешие, привидения и прочая нежить вперемежку с людьми открывают фирмы, участвуют в дележке гуманитарной помощи, смотрят боевики со Шварценеггером и носят кроссовки "Рибок". Привидения подаются в путаны, водяные держат элитные бани... Да еще на Останкинской телебашне появилась особого рода нечисть - "отродья", продукт, простите, отброс высоких технологий, желающая захватить власть над миром. Так что читатель под конец с трудом ориентируется в "разномыслении существ" и их запутанных экономических предприятиях. Главный герой, домовой - двухстолбовой, сиречь хозяин в двух подъездах, Шеврикука. По уверению многих, плут, проныра и бабник, а на поверку - неисправимый романтик, то готовый в одиночку бросить вызов могущественным "отродьям", то идущий в бой "за честь сословия", то вновь и вновь жертвующий собой ради коварной красавицы - привидения.

"Но народ не унывает", - повторяется и повторяется в книге. Мне же представляется более интересным не сей ура-патриотический лозунг, а именно романтический пласт повествования, в прежних книгах бывший главным, в этой же несколько оттесненный в сторону социальной сатирой. Любовь, готовность жертвовать собой и прощать любимой предательство, чтобы вновь идти за нее на смерть, нерушимость понятий о любви и чести даже разбитного домового превращают в рыцаря и наделяют серебряной шпагой.

Вiта›т Чаропка.

Уладары Вялiкага княства.

Мiнск, Беларусь, 2002.

"Золотой век" белорусской истории - XVI - XVII столетия, расцвет Великого княжества Литовского, жившего по Статуту - уникальной на свое время прогрессивной Конституции, написанной на белорусском языке, считавшейся государственной... Сколько славных событий, сколько великих имен! И все это отдалено от нас дымкой времени, для многих - почти непрозрачной. Книга Витовта Чаропки приподнимает завесу, и мы знакомимся с рыцарским, трагическим и героическим прошлым нашей родины. "У гэтай кнiзе распавядаецца пра самых яскравых асоб беларускай гiсторыi XVI-XVII стагоддзя›. Усе важнейшыя падзеi таго часу адбывалiся з iхнiм чынным удзелам. Яны героi i здзяйсняльнiкi вялiкiх спра›", пишет автор. Однако для наших современников многие из этих личностей неизвестны или известны весьма поверхностно: Михайло Глинский, гетман Константин Острожский, Ян Героним Ходкевич, Ян Кароль Радзивилл Рыжий, Ян Кароль Ходкевич и другие персонажи нашей истории. Кроме них, читатель встретится с известными ему по историческим романам других литератур Генрихом III, Иваном Грозным, Лжедмитрием, Стефаном Баторием, Иваном Хмельницким и многими другими... И не всегда предлагаемые исторические факты будут соответствовать представлениям читателя о тех или иных событиях, о роли той или иной личности...

"Уладары Вялiкага княства" - книга читабельная и прекрасно иллюстрированная, автором широко использовались исторические источники. Не поленитесь, поищите это издание в магазинах - весьма вероятно, что вскоре оно станет библиографической редкостью.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч",

Минск, пр. Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter