Книжный навигатор

Странствие без попкорна

Кастусь Цвiрка. Камянi тых сядзiбау. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2004.

Пройтись дорогами поэтов... Уже в этих словах - тайна и предчувствие открытий. И не надо для такого путешествия отправляться за моря-океаны. Кастусь Цвирка, известный писатель, литературовед, приглашает нас в маленькие белорусские местечки и деревни, хранящие память о великих поэтах. Скромные пейзажи, наблюдаемые нами из окон пригородной электрички, оказывается, были воспеты в прошлых столетиях вдохновенными строками. Вместе с автором книги мы заходим в заброшенные церкви и костелы, на кладбища и курганы, блуждаем по аллеям старых парков, по руинам замков и усадеб. И перед нами идут славные тени прошлого - Владислав Сырокомля, Франтишек Богушевич, Винцент Дунин-Марцинкевич, Павлюк Багрим... А еще встречаемся с нашими современниками и с их проблемами, узнаем, чем живет глубинка. И ясно видим - и отток молодежи в город, и трагическое положение с экологией, и невнимательное отношение к своей истории - все взаимосвязано. Ведь земле нужны поэты, "якiя ей жывуць i дыхаюць, аб ей, як мацi, дбаюць, якiя, перш чым з плугам прайсцi, думкамi яе саграваюць".


Бен Элтон. Попкорн. Роман. Иностранка, 2004.

Все ли, зарабатывающие деньги на разнообразных "стрелялках" и "убивалках" - в кинематографе, литературе, компьютерных играх, - готовы стать участниками таковых в реальной жизни? Молодой вальяжный голливудский режиссер, только что получив "Оскара" за очередной фильм с 57 убийствами и 20 изнасилованиями, возвращается на свою роскошную виллу в обществе "мисс бюст" и обнаруживает там двух маньяков-убийц, вдохновленных его фильмами и оправдывающих себя цитатами из его же остроумных речей. Что было вначале - фильм со сценами насилия или насилие? Режиссер, совративший зрителя, или зритель, требующий от режиссера кровушки? Роман Бена Элтона не претендует на особую художественность - он откровенно публицистичен, а ироничная оболочка сработана слишком по-журналистски. Герои напоминают персонажей комиксов и говорят соответственно. И сюжет весь из цитат: кровавые события превращаются в развлечение для миллионов. Как написано в одной из рецензий, роман, к сожалению, слишком актуален. Шоу безжалостно вторгается в нашу жизнь, умаляя ее ценность до строчки в титрах... Вот вы сами выключили бы телевизор, если бы услышали, что через 90 секунд в прямом эфире произойдет самое настоящее убийство? Не выключив, становитесь соучастником... Один из великих предупреждал: когда смотришь в бездну, бездна смотрит в тебя. Вероятно, так можно сформулировать основную идею романа Элтона, в котором некоторые усматривают не более чем "черный" юмор, но на самом деле он вовсе не забавен, как не может забавлять собственное уродство.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч". Минск, пр-т Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter