Книжный навигатор

Плоды трудов и вдохновенья Эдогава Рампо.
Плоды трудов и вдохновенья

Эдогава Рампо. Рассказы об ужасном. Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2003.

Ну да, конечно, так и получил ты, уважаемый читатель, страшные сказочки на ночь, купившись, подобно мне, на притягательное название.

Учти, автор - японец. А Восток, как известно, дело тонкое. Особенно то, что касается Японии, усваивающей европейско-американскую культуру. Ведь в результате получается нечто совсем странное вроде Мураками или робота-рыбки по имени Флоджет.

Писатель с "нормальным" японским именем Таро Хиран выбрал себе литературный псевдоним Эдогава Рампо, состоящий из иероглифов, созвучных с именем Эдгара По, чье творчество господин Таро Хиран просто обожал. В 1923 году появляется первый напечатанный рассказ Эдогавы Рампо "Медная монета" и начинает вести свой отсчет национальный японский детектив - во всяком случае, так утверждает аннотация. В той же аннотации говорится, что эти "рассказы об ужасном" восходят к традиционному японскому жанру "кайдан" - повести о привидениях, духах и оборотнях. Не знаю, не знаю... Читала я когда-то традиционный "Пионовый фонарь" - впечатляет куда больше. Да и готические ужасы Эдгара По как-то не вспоминаются. Искусственно перенесенный на японскую почву классический детектив отчаянно мутирует. Отстраненная дедукция а-ля Шерлок Холмс синтезируется с самурайским презрением к смерти. Понятия добра и зла смещены для европейского сознания: самоубийство - добродетель, непокорство старшим по возрасту либо чину - преступление. Если муж регулярно испытывает на своей изысканной интеллектуальной жене плетку - не совсем хорошо, конечно, но это же его жена! И т.д.

Но самое любопытное наблюдается, когда Эдогава Рампо создает женский образ. Дело в том, что почти в каждом рассказе хитро замаскировавшийся, ловкий и безжалостный преступник оказывается прекрасной женщиной. Ведь эта женщина, кроме того что обладает неземной красотой, еще и умна, образованна, смела и чувственна, что, разумеется, является чудовищной патологией. Женщина, которая проявляет инициативу в любви, женщина, сочиняющая популярные романы, женщина, способная победить мужчину, - нет, такого ужаса авторское сознание вынести не может. Поэтому героини получают заслуженное наказание, а выжившие мужчины остаются в легком ошеломлении от пережитого.

А в общем-то читателю без феминистских претензий чтение доставит удовольствие. Сделано с японской добротностью, сдобрено мистификациями и тайнами, психологией и философией... Ну а не понравится - вернитесь к Иоанне Хмелевской и Александре Марининой.

Беларусь мая, песня мая... Мiнск, РВУ "Лiтаратура i мастацтва", 2003.

Мне хочацца проста i шчыра

Сказаць,

як глыбока люблю

i гэты задумлiвы вырай,

i мiлую сэрцу зямлю...

Эти строки из стихотворения Евгении Янищиц как нельзя лучше характеризуют идею книги "Беларусь мая, песня мая", где на каждой странице соединены стихи белорусских поэтов и прекрасные пейзажи нашей земли, запечатленные фотохудожниками. Составитель - Алесь Бадак - включил в нее плоды вдохновения поэтов разных, от классиков до почти молодых (да будет позволено так называть поколение сорокалетних). Янка Купала, Максим Богданович, Максим Танк, Аркадий Кулешов, Владимир Короткевич, Нил Гилевич, Рыгор Бородулин, Владимир Некляев, Геннадий Буравкин, Таиса Бондарь, Раиса Боровикова, Валентина Ковтун, Евгения Янищиц - десятки имен, десятки стихов, лирических, философских, патриотических... Думается, книга найдет своего читателя и покупателя. Ее можно использовать в качестве подарка - этакий национальный сувенир, пригодится издание для подготовки всевозможных школьных мероприятий и т.д. В конце концов просто в качестве интересной книги.

Посмотрит читатель на виды родной Беларуси, разнежится его душа под влиянием прочитанных строк, да и отправится он вместо экзотического Кипра в поход по Браславским озерам, напевая не эминемовское "Гоу, гоу, гоу", а "Люблю наш край, старонку гэту".

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч", г. Минск, пр-т Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter