Победят ли электронные книги бумажные?

Книга в файле и переплете

На днях по информационным просторам гуляла утка. Но на этот раз в центре внимания авторов и потребителей сенсации оказалась не очередная скандальная знаменитость, а... скромные библиотекари. Точнее — библиотеки. СМИ растиражировали сообщение руководителя департамента культуры Москвы Сергея Капкова на парламентских слушаниях в Госдуме, посвященных обсуждению проекта «Основ государственной культурной политики». «В Москве 700 муниципальных библиотек, и ни в одну из них за прошедший год не записалось ни одного человека», — якобы заявил чиновник. Позднее в соцсети Facebook он уточнил, что имел в виду только библиотеки в районе Арбата, однако волна тревоги и дискуссий уже поднялась. Тем более что Капков прямо заявил: библиотеки себя изжили. Дескать, в них нет необходимости, ведь есть интернет и электронные книги. Да и в магазинах — рай для книголюбов...

Что ж, слово не воробей. Вот и авторов нашей полемической рубрики всполошило заявление администратора из соседней страны. «А не возьмут ли на вооружение такой якобы прагматичный подход к библиотекам и в наших управлениях культуры?» — не на шутку встревожен консервативный поклонник бумаги и запаха типографской краски. Оппонент же заверяет: традиционная книга и все, что с ней связано, неотвратимо уходят в список забытых, безнадежно устаревающих вещей.

Кто прав? Давайте продолжим актуальный спор и в более привычном старшему поколению эпистолярном жанре, и «по–молодежному» — на форуме сайта «СБ».

Листая черепаший панцирь


Представляю, как я со своей любовью к чтению в отпуске отправлялся бы на отдых, не появись книги в электронном формате. Сначала из чемодана все вон, там будут лежать увесистые тома. Маска–трубка–ласты? Долой! Майки–шлепанцы–джинсы? Нет места, похожу две недельки в шортах. В итоге пару дорожных сумок набиты тяжелыми книгами: штук 10 новинок, пару увесистых туристических путеводителей, словарь и с десяток старых произведений, которые приятно полистать, чтобы перечитать излюбленные эпизоды. В итоге меня не пускают в самолет: перевес багажа.

Чтобы этого не случилось, в прошлые времена мы покупали чтиво в местных книжных магазинах, а потом оставляли эти внушительные стопки следующим отдыхающим. Не волочь же домой прочитанные килограммы, на которые уходила, между прочим, немалая часть отпускного бюджета. В Крыму и на Кавказе это работало, но в заграничных книжных магазинах развернуться не удавалось... Языковой барьер, знаешь ли.

Иное дело сейчас: у меня в кармане лежат сотни томов, которые все вместе весят не больше 130 граммов — ровно столько, сколько весит маленькое устройство для их чтения. И я уверен, что после появления этого компактного книгохранилища общественные библиотеки стали не нужны. Российский депутат сказал правду: туда не идут.

Только не надо заламывания рук насчет «тотального оглупления» или «нечитающей нации». Оставь эти стенания полиграфистам, вальщикам леса и прочим членам бумажного лобби, которые продолжают выпускать шуршащий носитель информации. Они, как и собственно библиотекари, по понятной причине будут отстаивать право традиционных библиотек на существование. На самом деле, по моим наблюдениям, сейчас люди стали читать даже больше, чем во времена СССР, когда пассажиры метро через одного сидели с книжкой на коленях. Теперь все как один читают с планшетов, смартфонов, нетбуков и электронных ридеров. Читают книги, ради которых не надо ходить в пыльные залы, оформлять читательский билет, заполнять формуляр, копаться на полках. Фюйть! — и почти любая понравившаяся книга сама прилетит к тебе прямо по воздуху, бесплатно скачанная из сети. Абсолютно невесомая, она будет просвещать и развлекать точно так же, как ее неудобный бумажный предок.

Конечно, узкоспециализированные библиотеки (например, в учебных заведениях или музейные собрания) пока будут востребованы, все–таки не весь багаж человеческих знаний еще оцифрован. Остальным, безусловно, пора на покой.

Первую причину я уже назвал: устаревший носитель. Это естественный процесс, человечество ищет и находит более удобные форматы хранения информации. Ничего трагичного в этом нет. Думаю, когда древним китайцам с изобретением бумаги пришлось отказываться от прежнего способа записи текстов, тоже находились ретрограды, убеждавшие всех, что привычные панцири черепах куда долговечнее, чем какая–то ненадежная бумажка. И в Древнем Египте наверняка были борцы против папируса, апологеты клинописи на глиняных табличках. А вспомни страницы из кожи, не говоря уж про прочную бересту... Но нашим предкам, темным людям, простительно. А вот современных фанатов традиционных книжных хранилищ я упрекну в непоследовательности. Если уж вам так милы тяжелые фолианты, то заодно и музыку слушайте с кассетников, а то и магнитофонных бобин. К компьютеру с флэшкой не подходите — только удобнейшие дискетки в 3,5 дюйма, на которых вмещалось (страшно вспомнить!) 1,44 мегабайта информации! И никакого скайпа! Это же бред — бесплатно разговаривать с заокеанским собеседником, видя его на экране... Где ностальгические переговорные будки с посекундной оплатой? Смеюсь, конечно, но в каждой шутке, как тебе известно...

Есть и еще одна, более глубокая причина того, что полезность библиотек резко обесценилась. Люди стали относиться к книгам без особого благоговения. После того как литература стала бизнесом, а не призванием, появилась масса бумажного хлама, заполонившего книготорговлю. Уважения к авторам, штампующим «произведения» поточным методом, ни у кого не осталось. Они производят беллетристичный навоз, в котором нелегко отыскать алмаз настоящей словесности. А к чему покупать книгу–однодневку, если она через пару дней превратится всего лишь в пылесборник, который выбросить жаль («Деньги плачены!»), а перечитывать невмоготу? Гораздо проще ее просмотреть по диагонали да навеки стереть из памяти смартфона, всего лишь коснувшись экрана. И возвращать в библиотеку тоже ничего не придется.

Брось артачиться, Андрей. Загрузи любимую книгу в память планшета, настрой там вид «зачитанных до желтизны» страниц, включи эффект перелистывания и выбери один из множества звуков милого тебе шуршания. А в память о прежних «храмах знаний» останется тебе лишь ностальгическая строчка из Беллы Ахмадулиной: «Даруй мне тишь твоих библиотек». Об одиночестве сказано, между прочим. Но ты, я надеюсь, не станешь отрываться от дружного коллектива прогрессивных читателей, сменивших общественное книгохранилище на карманное.

Роман РУДЬ.

rud@sb.by


Витамины духовного роста


Ну как можно сравнивать библиотеку с коробочкой, напичканной файлами? Ты цинично вносишь книгу в список ушедших вещей, а я давай–ка в качестве контратаки причислю твои ридер и айфон вкупе с виртуальным книгохранилищем к категории суррогатов.

Пластиковая посуда, так называемые быстросупы, бургеры, колы, энергетики, жвачки... Это — далеко не полный перечень одноразовых подделок под хлеб наш насущный, которыми потчуют нас всесильные корпорации. К сожалению, к грустному реестру примыкают и имитации пищи духовной. Ты поверил в фальшивку, дружище, и взял с собой в дорогу всего лишь лаконичное чтиво, модный фаст–фуд, который напрягает зрение, а мозг, напротив, отвлекает от серьезной работы. Глотаешь один за другим файлы, не успевая осмыслить и запомнить прочитанное. Мне кажется, что ты в погоне за имиджем продвинутого книголюба просто забыл советы великих людей по поводу чтения книг. «Следует читать много, но немногое», — это тебе напоминает прямо из Древнего Рима политик, писатель, адвокат Плиний Младший. «Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы», — уточняет Лев Николаевич Толстой. «Читать не размышляя — все равно что есть не переваривая», — предупреждает мыслитель Эдмунд Берк. «Поскольку жизнь очень коротка, а свободных часов очень мало, мы не должны тратить ни одного из них на чтение малоценных книг», — наставляет английский прозаик, литературный критик, поэт, художник Джон Рескин.

А разве можно следовать этим ценным рекомендациям, игнорируя библиотеку — теплый и уютный дом для всякого, кто желает, «открыть нам затаенные в нашей собственной душе мысли» (цитирую французского поэта и критика Шарля Пьермона)? Вдумайся, Роман: гаджеты призваны экономить время, но настолько затягивают, что поток приложений и рекламных предложений самого тебя превращают в приложение к виртуальному конвейеру. А тот исправно штампует потребителей — послушных, психологически зависимых от сомнительных новшеств. Ты, конечно, можешь начать со штудирования Канта и Гегеля на своем айфоне, но, на мой взгляд, серьезная литература несовместима с цифровым форматом, как бы ты мне ни расхваливал преимущества дисплея перед шершавой бумагой. Думаю, рассуждая так и дальше, ты неизбежно утратишь чувство читательского вкуса, который так настойчиво прививали нам учителя и библиотекари. Просто в один момент не сможешь отличить бестселлер от примитивного спама. Переклинит — и будь здоров!

Давай–ка, кстати, раскалывайся: а не обычное ли желание сэкономить на покупке книги кроется за красивыми рассуждениями о прогрессе? Меня тоже иной раз шокирует цена на вожделенное издание, полиграфия — услуга не из дешевых, дорожает и бумага... Однако, уверен, не стоит преувеличивать проблему. Те же самые люди, которые сетуют на якобы недоступность классики в бумаге, как правило, не жалеют средств на приобретение тоже, мягко говоря, недешевых электронных безделушек. Даже кредиты берут, приобретают планшеты в рассрочку! Не проще ли, раз ты уже такой прагматик и крепкий домашний хозяйственник, записаться в библиотеку? Открыть абонемент и себе, и супруге, и ребенку — дело сколь благородное, столь и бесплатное. Плата за некоторые виды библиотечного сервиса (к примеру, заказ на книгу, которая пока на руках) — чисто символическая. Ты возьмешь здесь книгу и можешь быть уверен как минимум в двух вещах: арендованный экземпляр полезного произведения (поверь, на полках ты найдешь немало интересного, не стоит недооценивать библиотечные фонды) не загрузит твой шкаф, а бумажные листы не померкнут из–за нехватки питания. Не ищи подзарядку, Роман! Просто расслабься и, лежа на диване, перелистывай страницы указательным и большим пальцами, если еще не разучился.

Но мне не хотелось бы низводить наш спор до чисто прикладного, утилитарного уровня. Ведь библиотеки, в ненужности которых ты так убежден, — не просто стеллажи с фолиантами разной степени ветхости, а многофункциональные клубы по интересам. У горожан сейчас не так много мест, где можно пообщаться, высказать свои мысли людям, рядом с которыми не ощущаешь интеллектуального одиночества.

Я, кстати, часто захожу с семьей в одну из самых обычных минских библиотек. Налево — читальный зал, тихий и комфортный. Направо — отличный выбор книг на самый разный вкус, которые предлагают вежливые и компетентные библиотекари. Прямо напротив входа — помещение с компьютерами, принтерами, как раз для тех, кто не может обойтись без интернета. Такова «изба–читальня» третьего тысячелетия! Ни ветхостью, ни замшелостью от нее не веет. А Национальная библиотека и вовсе символ процветания образовательной системы, которую пытаются списать в утиль всякие снобы.

Библиотеки — давно намоленные книголюбами, буквально насыщенные мудростью и добротой островки посреди суетливых мегаполисов. Томики классиков — далеко не винтаж, а всегда востребованные витамины для духовного роста. И даже загазованный воздух не в силах перебить аромата книжных полок.

Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ.

spetsnaz@sb.by

Советская Белоруссия №180 (24561). Суббота, 20 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter