Клинический случай

Прием ведут... студенты

Прием ведут... студенты


Почему–то считается, что студент на рынке труда — какой–то «полуфабрикат», а не без пяти минут специалист. Он может мыть окна или работать в «фаст–фуде» — в общем, заниматься работой малоквалифицированной, а подпускать его к серьезному делу — ни–ни. Что это не совсем так и даже совсем не так, восьмой год доказывает первая в стране юридическая клиника при Белорусском институте правоведения. Здесь тем, кому не по карману дорогие юристы и адвокаты, помогают разобраться в хитросплетениях закона обычные студенты.


Впервые организовать молодежную юридическую клинику предложил еще в 1898 году профессор Фроммгольд, и с 20 — 30–х годов прошлого века такие консультации активно развивались в США, Голландии, Великобритании. Идея хороша! Студент уже с университетской скамьи может одновременно помогать людям и учиться профессии не только по учебникам. Ведь для одинокого пенсионера или матери–одиночки цены обычных юридических консультаций кусаются: консультация без рассмотрения документов — от 25 тысяч рублей, составление искового заявления — 80 тысяч и выше. А студенты помогают безвозмездно! Причем, заметьте, никогда не сидят без дела, более того, вслед за Белорусским институтом правоведения эту идею подхватили БГУ, Академия управления при Президенте и другие вузы страны. Чем же занимаются без пяти минут юристы?


Мое первое ощущение: в офисе не умолкает телефон. Это клиенты спешат записаться на прием. А кто–то уже пришел со своими горестями. Старушка в аккуратном кружевном платочке жалуется на единственного внука, который приехал учиться в Минск из Сморгони:


— Ну я и пригласила его на время к себе пожить, прописала. А теперь он баклуши бьет, техникум бросил, пьет, компании водит. Совсем мальчика не узнать. А за квартиру платить — я, и прибрать — я, и накормить — все я. Что ж делать теперь?


Забегая вперед, скажу: на рассмотрение такого дела у студентов обычно уходит около недели. Информация тщательно уточняется и проверяется педагогами. И вот рекомендация молодых юристов: счета — разделить, неблагодарного внука — выписать, а затем и обязать помогать бабушке.


Вновь стук в дверь. Заходит мужчина, в глазах — отчаяние.


— Я работаю на небольшом предприятии, платят немного — всего пятьсот тысяч. А в прошлом месяце вдруг счастье привалило: выдали в два раза большую сумму. Я обрадовался, накупил всего. А через несколько дней начальство стало требовать деньги назад, говорит, то ли в расчетах сбились, то ли с фамилиями напутали. И в этом месяце мне заплатили всего 100 тысяч рублей. Разве можно на эту сумму месяц прожить? Да еще когда на руках двое детей и жена в декретном?


«Клиницисты» Мария Головко, Анна Ражева, Максим Демидович, Надежда Курсбасова и Светлана Хатыленко посовещались и ответили так: в соответствии с Трудовым кодексом при каждой выплате заработной платы общий размер удержаний не может превышать 20 процентов. То есть удержать имели право максимум 100 тысяч рублей. Требуйте справедливости!


Львиная доля вопросов — по гражданскому праву. Неудивительно: каждый из нас в день заключает как минимум два официальных договора купли–продажи (к примеру, покупает жетон в метро или шоколадку в киоске). И соответственно часто попадает впросак. Скажем, особо предусмотрительная дама ранней весной покупает в Ждановичах зимние сапожки с выразительной скидкой. А в первых числах декабря вдруг с ужасом обнаруживает, что подошва отклеивается, подкладка прохудилась. Но продавец пожимает плечами: гарантийный срок, мол, месяц, и он давно истек. Вразумить его может один–единственный, но законный аргумент: «Сроки гарантии на сезонную обувь исчисляются с начала соответствующего сезона». Или покупаете вы рояль. А незадачливые грузчики ставят его у подъезда и удаляются на перекур. Тем временем моросит дождик. И следующим вечером вы замечаете, что на рояле вздулась и потрескалась полироль. Звоните в фирму, а в ответ: «Мы не виноваты. Наше дело — доставить». Что тут сказать? Только то, что по договору купли–продажи продавец обязан передать покупателю товар и до момента передачи он отвечает за риск повреждения... Все это невыдуманные истории из «клинической» практики.


Работать на энтузиазме ребятам нравится: во–первых, набираешься опыта, во–вторых, приобретаешь навыки, в–третьих, чувствуешь себя с каждым разом все взрослее и профессиональнее. Многие бывшие «клиницисты» сделали неплохую карьеру — работают сегодня в министерствах, банках, создали собственные юридические фирмы.


Мария ДМИТРИЕВА.


Справка «СБ»


Юридическая клиника ведет прием по адресу: ул. Чичерина, 19. Тел. для записи 293–47–90 (с 10.00 до 12.00).

 

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter