Банки наживаются на клиентах, вольничая с процентами

Клиент платит за всё

Известно, что финансы вообще и банки в частности — кровеносная система экономики. Без них никак. Банкам верят. Им доверяют свои сбережения учителя и врачи, а также шахтеры и милиционеры, чья работа «и опасна, и трудна». Труднее, чем у офисных клерков. Но клиенты ценят их услуги и даже терпят проценты, которые приходится отдавать, например, за снятие своих денег со своего же счета. Тем более обидно узнать, что банки взимают несоразмерно большую плату неизвестно за какие услуги, пользуясь неосведомленностью клиентов или прихотливым — в свою пользу! — толкованием норм. Проще говоря, берут с нас деньги, которые едва ли заработали. А если и заработали, то старались несоразмерно меньше.

 
Изучив ситуацию с потребительским кредитованием, Комитет госконтроля констатировал, что процентные ставки по кредитам возросли, в сравнении с прошлым годом, с 40 до 70 — 80 процентов годовых. Одной из причин явилась отмена Национальным банком действовавшей с декабря 2013 года нормы о формировании банками специальных резервов по кредитам на потребительские нужды. Не вдаваясь в детали, заметим, что это должно было снизить процентное бремя для кредитополучателей. Этого не произошло.

«Несмотря на отмену ограничений, отдельные банки продолжают навязывать кредитополучателям сопутствующие услуги по тарифам, которые во много раз превышают стоимость таких же услуг для других групп клиентов. В итоге полная стоимость кредитов намного превышает размер процентных ставок, указанных договорами», — констатирует начальник управления контроля банковской деятельности КГК Владимир Волчек и в качестве иллюстрации приводит примеры.

...Заключается кредитный договор, предполагающий расходование средств с использованием банковской платежной карточки. При этом банк в обязательном порядке требует от клиента подключения пакета услуг по... обслуживанию карточки. Их стоимость — до 600 тыс. рублей в месяц! Для сравнения: в том же банке обслуживание самой дорогой премиальной дебетовой платежной карточки VISA Gold стоит 700 тыс. рублей... на два года. И если, допустим, гражданин взял 50–миллионный кредит на 3 года, то за счет «услуги» ставка по нему возрастет на 22 — 23 процентных пункта. Хотя и в договоре была немалой: 62 процента годовых. Фактически стоимость обслуживания карточки оказывается в 20 раз дороже!



Другой пример на ту же тему: заключение кредитного договора. Если его сумма менее 40 млн. рублей, банк дополнительно навязывает опять–таки пакет услуг за обслуживание карточки: 550 тыс. рублей в месяц. Некоторые банки частной формы собственности устанавливают непомерно высокое (9 — 12 процентов) комиссионное вознаграждение за... снятие наличных средств через банкоматы. Та же картина с тарифами на кассовое обслуживание при выдаче кредитов наличными: до 12 процентов. При этом комиссия за снятие наличных денег с текущих счетов граждан, поступивших в безналичном порядке, как правило, не превышает 2,5...

Некоторые нарушения, констатирует госконтроль, прямо противоречат статье 396 Гражданского кодекса, предписывающей, что цена товаров, работ и услуг, иные условия публичного договора одинаковы для всех потребителей. Назначая необоснованно высокий размер комиссий, банки обходят также норму статьи 137 Банковского кодекса, которая запрещает взимание с клиента каких–либо дополнительных платежей за пользование кредитом...

Национальному банку рекомендовано изучить целесообразность единой формы информации о кредитах, понятной для кредитополучателя и не допускающей вольных толкований банком. А пока суд да дело, клиентам уже сейчас полезно знать о маленьких хитростях даже очень больших банков — чтобы на них не попадаться.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 73 (24703). Пятница, 17 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter